ВОКРУГ БАДЕН-БАДЕНА. ЭБЕРШТАЙНБУРГ-ВОЛЧЬЕ УЩЕЛЬЕ

ЦИКЛ "ПАНОРАМНАЯ ДОРОГА ВОКРУГ БАДЕН-БАДЕНА".ЧАСТЬ 2. 

ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ 1.
Этапы:
Тропа Фуртвенглера
Эберштайнбург
Замок Старый Эберштайн
Волчье ущелье
Кафедры Ангела и Дьявола

Панорамная дорога. 2 этап пути

На выходе из заповедника «Скалы Баттерт» мы попадаем на перекресток дорог. Левая дорога идет поверх скал и приводит нас опять к Старому замку, а правая, нижняя, уходит в Эберштайнбург – небольшой городок, в котором проживает всего-то 1.200 жителей. С 1972г. он является частью Баден-Бадена.

В Эберштайнбург мы сейчас и направимся. Мы выбираем правую дорогу. Она называется «Тропа Фуртвенглера».

Шварцвальд. Начало тропы Фуртвенглера

Вильгельм Фуртвенглер (1886—1954) — знаменитый немецкий дирижёр и композитор. Он является одним из самых значительных дирижеров XX столетия.
Фуртвенглер обладал уникальной дирижёрской техникой. Сохранилось множество видеозаписей, которые очень интересно смотреть. На них видно, что Фуртвенглер время от времени совершает странные, подчас неуклюжие движения, как будто не слишком связанные с музыкальным ритмом, подобно находящемуся в трансе медиуму. Благодаря этому необычному стилю, музыканты его оркестра оказывались как бы под гипнозом, полностью выполняя то, что требовал от них дирижер. Многие знаменитые музыканты (Артуро Тосканини, Валерий Гергиев, Григорий Пятигорский и др.) причисляют его к величайшим дирижёрам в истории.

В.Фуртвенглер.1908

В свое время широко обсуждалась связь Фуртвенглера с Адольфом Гитлером и Нацистской партией и его отношение к ним. 
Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, Фуртвенглер был настроен по отношению к ним крайне критически. В 1934 ему было запрещено дирижировать премьерой оперы немецкого композитора Пауля Хиндемита, на которого министром пропаганды Геббельсом была объявлена настоящая травля. Фуртвенглер выступил в защиту Хиндемита в своем открытом письме, опубликованном в 1934 году.
Тем не менее, нацисты хорошо относились к Фуртвенглеру; он был важной фигурой в области культуры. Его концерты часто транслировались немецким войскам для поднятия духа /1/, хотя он и был ограничен в репертуаре, исполняя лишь то, что дозволялось властями.

В конце второй мировой войны, вследствие жесткого давления со стороны нацистов, Фуртвенглер уехал в Швейцарию.
После войны он вернулся на родину, снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. 
На послевоенном процессе по денацификации Вильгельм Фуртвенглер был обвинен в том, что поддерживал нацизм, оставшись в Германии, а также выполнял обязанности нацистского функционера. Однако все эти обвинения были в ходе процесса полностью сняты.

В 2001 году режиссером Иштваном Сабо на эту тему был снят очень хороший фильм «Мнения сторон» (Taking sides) с участием американского актера Харви Кейтеля и нашего Олега Табакова. Роль Фуртвенглера в нем исполнил швед Стеллан Скарсгард. Действие фильма происходит в 1946 году в американской оккупационной зоне в Берлине. 
Скала Фуртвенглера

Где-то в середине «Тропы Фуртвенглера», сбоку, мы увидим небольшую округлую скалу. На камне, поросшем мхом и лишайником, еще читается надпись:

«В ПАМЯТЬ О ВИЛЬГЕЛЬМЕ ФУРТВЕНГЛЕРЕ, 
ВЕЛИКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ДИРИЖЕРЕ И КОМПОЗИТОРЕ, 
УМЕРШЕМ 30.XI.1954 В ЭБЕРШТАЙНБУРГЕ.
 ОН ЛЮБИЛ ЭТИ МЕСТА, ОДИНОЧЕСТВО
 ЭТИХ ПУТЕЙ И ПОКОЙ ЭТИХ ЛЕСОВ»


Некоторое время мы еще идем по Тропе Фуртвенглера по направлению к Эберштайнбургу. Он совсем близко. Это небольшой, очень миленький, чистенький немецкий городочек. Везде цветы-цветы и абсолютная ухоженность. Чувствуется, что живут здесь не спеша, со вкусом и не дешево. Во всяком случае, от домов, коттеджей и особняков веет достатком и зажиточностью. Жители попадаются редко: в основном, владельцы этих домов пребывают где-то в больших городах, а сюда, в Шварцвальд, приезжают на отдых.

Улицы Эберштайнбурга

Эберштайнбург – очень зеленый город. Здесь интересно побывать, чтобы просто пощелкать фотоаппаратом. Он находится на небольшой возвышенности между долинами двух рек, Мург и Оос. С двух других сторон его окружают горы: Баттерт и Меркур, любимая гора баденцев.

Главная достопримечательность городка, конечно же, древние руины крепости Старый Эберштайн. Они также же древние, как и уже виденный нами замок Хоенбаден. Впрочем, археологи обнаружили, что первые укрепления на этом месте относятся еще к римскому периоду.

Замок Старый Эберштайн (Alt-Eberstein) – ровесник Хоенбадена и был построен около 1100 г. Он являлся резиденцией графов фон Эберштайн, принадлежавших к старому немецкому роду. Период расцвета династии Эберштайнов охватывает сравнительно небольшой период времени - с 1100 по 1250 гг. Кроме замка графы фон Эберштайн имели также владения в долине реки Мург, в то время, как Баденская династия, всегда бывшая их соперником, владела землями в долине реки Оос.
Родовое имя "Эберштайн" - "Кабаний камень" - свидетельствует о том, что Эберштайны любили охоту.

С замком связано много легенд и преданий. Две из них запечатлены художником Якобом Гётценбергером на фресках Питьевой галереи Баден-Бадена.

Одна из них так и называется - 
«Крепость Старый Эберштайн». Она рассказывает нам про осаду замка фон Эберштайнов кайзером Отто I и про то, как ему это не удалось, - благодаря помощи дочери кайзера, вовремя предупредившей одного из братьев, юного Эберхардта фон Эберштайна, который был "смел, отважен и хорош собой" о ловушке, устроенной ее отцом. А в награду за оказанную помощь и спасение родового замка рыцарь фон Эберштайн взял в жены красавицу-принцессу... 

Действительно ли произошло то, что описано в легенде? Доподлинно мы знаем только то, что легенда рассказывает о времени расцвета династии фон Эберштайн, а из истории мы знаем, что кайзер Отто I (или Отто́н I Великий из Саксонской династии Людольфингов (нем. Otto I der Grosse, 912 — 973 гг.) — герцог Саксонии, король Германии, император Священной Римской империи с 962 года. Во время его правления была основана Священная Римская империя.

Еще об одном ярком представителе династии Эберштайнов, графе Вольфе фон Эберштайн, жившем с 1340 по 1396гг., сложена еще одна легенда. Она называется

"ПРЫЖОК ГРАФА"

Всю свою жизнь граф Вольф фон Эберштайн вел непрерывную борьбу с Вюртембергской династией, угрожавшей захватить вотчину угасавшего рода Эберштайнов. Как известно, в конце концов замок Эберштайнбург вместе с другими родовыми владениями перешел маркграфам Баденским, обязавшимся также после смерти Вольфа фон Эберштайна уплатить все его долги в размере 2.000 гульденов.

*** ** *** ** ***

Настенная роспись домов
Итак, и замок Эберштайнбург, и поселение рядом в XIII-XIV вв. постепенно переходят в собственность Баденской династии. Маркграфы Бадена значительно перестроили и расширили замок, пользуясь им как своей резиденцией. Однако вскоре они стали использовать его исключительно как военный гарнизон. С 1400 года в крепости размещался архив Баденского дома, а с 1573 г. в крепости никто не жил, она понемногу разрушалась от времени и была превращена местными жителями в каменоломню, откуда они брали камни при постройке своих домов. 

В XIXв. руины крепости были законсервированы. От самого замка сегодня остался лишь фрагмент крепостной стены длиной 30м, окаймляющей внутренний двор, да главная башня высотой 18м. Крепостная стена – это самая старая сохранившаяся часть крепости.

Внутри башни крутая винтовая лестница ведет нас на панорамную площадку, поднявшись на которую можно увидеть ближние и дальние окрестности: Эберштайнбург, холмы северного Шварцвальда, долину реки Мург, соседний город Гаггенау, а также Пфальцский Лес, горы Оденвальда и Вогезы.


*** ** *** ** ***
Оставив позади древние руины, мы спускаемся в глубокую и узкую долину между двух возвышенностей – Баттертом и горой Меркур.

Это так называемое Волчье ущелье. Оно представляет из себя протяженную романтическую лощину меж скал, поросших мхом и лишайниками. Волчье ущелье соединяет Баден-Баден, расположенный вдоль реки Оос, с долиной реки Мург. 


Оно не так просто, как кажется на первый взгляд. Волчье ущелье - это огромных размеров геологический разлом, уходящий на огромные расстояния в ширину и глубину земной коры. Именно ему обязан Баден-Баден своим горячими термальными водами: огромные массы воды циркулируют в этом огромном подземном котле и сохраняют свой первоначальный жар, даже выходя на поверхность.


*** ** *** ** ***
Наша пешеходная тропа проходит мимо скалы, на которой прикреплена табличка, рассказывающая нам легенду о происхождении названия этого места.

Табличка на скале рассказывает нам легенду о Волчьем ущелье

"Один скрипач из долины Мург играл полночи на свадьбе в Нойвайере /2/ на своей скрипке, веселя гостей и зарабатывая таким образом несколько грошей себе на жизнь. Но от игры на скрипке пересыхает горло, и в течение вечера скрипач осушил несколько бокалов хорошего нойвайерского вина. Было уже далеко за полночь, когда, шатаясь, он шел домой. Сразу же за Кафедрой Дьявола путник решил немного отойти от основной тропинки, подзадержавшись в стороне.

Внезапно почва ушла у него под ногами, и скрипач рыбкой обрушился куда-то вниз. Впрочем, приземлился он на что-то теплое и мягкое, и оно тотчас же отпрыгнуло от него в сторону. Наш скрипач тотчас же протрезвел, ощупал руками вокруг себя землю и заметил, что оказался он в какой-то яме. А напротив него сверкают два зеленоватых огонька, и раздавшееся угрожающее рычание подсказало ему, что в товарищах у него волк. Не помня себя от охватившего его ужаса, взял горе-скрипач свою скрипку и начал со страху играть на ней все мелодии, что звучали на свадьбе. И гляди-ка, волк уселся перед ним на задние лапы, как собака, и начал внимательно слушать, подвывая в особо понравившихся местах. Когда же музыкант опускал смычок, чтобы перевести дух, волк скалил клыки. Так скрипач играл и играл, чувствуя, что силы уже покидают его.

На его счастье на рассвете проходил мимо по дороге его приятель, старший егерь, и вмиг признал скрипача, с которым они частенько сидели за стаканом вина в местном кабачке. Егерь быстро стянул с плеча свой арбалет и вогнал волку стрелу промеж ушей. Скрипач же ни живой, ни мертвый выкарабкался из ямы и еле добрался до дома, а там торжественно поклялся жене не пить больше на свадьбах. И обещание свое он крепко держал – до первой вечеринки, на которую его позвали играть!

Позднее он много раз рассказывал свою историю, сидя в кругу приятелей. И волков в ней становилось с каждым разом все больше. Наконец, в его рассказах уже целая волчья стая гналась за бедным музыкантом по ночному лесу...
 С тех пор ущелье это так и называется – «Волчье» /3/.




Существует легенда, что Волчье ущелье послужило местом действия знаменитой оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок», созданной по новелле Иоганна Апеля «Пробный выстрел». О том, насколько это предположение соответствует действительности, историки театра и местные краеведы спорят до сих пор.

Известный немецкий композитор Фридрих фон Флотов, написавший очень популярную в XIX веке оперу «Марта», писал:


«Мне кажется по меньшей мере несомненным, что Вебер в своих частых прогулках из Баден-Бадена в долину Мург, конечно же, видел Волчье ущелье. Можно легко себе представить, что в то время оно выглядело намного более романтично, чем сейчас. Нужно только один раз пройтись по нему в сумерках, чтобы тотчас же вспомнить и понять настроение, царящее в его опере «Вольный стрелок».

Косвенное указание мы находим и в том факте, что во время пребывания в Баден-Бадене в 1810г. Вебер читал «Книгу о привидениях» Иоганна Апеля, в которую вошла и его новелла «Пробный выстрел», легшая в основу либретто «Вольного стрелка». 

*** ** *** ** ***
На двух противоположных сторонах Волчьего ущелья высятся две небольшие скалы, как две кафедры проповедников, в точности повторяя друг друга. Кажется, они и поставлены здесь специально, чтобы с них вести меж собою диспут. Это так называемые «Кафедра Ангела» и «Кафедра Дьявола». Об этих двух скалах сложена когда-то легенда о споре Ангела и Дьявола за души баденцев. Она называется


"КАФЕДРА АНГЕЛА И КАФЕДРА ДЬЯВОЛА"

Кафедра Дьявола
Памятник Вильгельму I 

Баденцы прекрасно обыграли романтические названия этих двух скал, придав им некий злободневный смысл.

Так, на стороне Кафедры Ангела стоит гранитный крест с именем некоего местного епископа, совершившего немало добрых дел и оставившего о себе в народе хорошую память. 

А на стороне, считающейся Кафедрой Дьявола, стоит монумент германскому императору Вильгельму I, посетившему для лечения на водах Баден-Баден в 1886 году. Именно при нем Северогерманский союз (1867—1871) был преобразован в Германскую империю («Немецкий рейх», 1871—1945).

*** ** *** ** ***

Осмотрев памятник Вильгельму I на кафедре Дьявола и полюбовавшись чудесными видами, мы пойдем дальше. Перед нами "домашняя гора" Баден-Бадена - Меркур.





ПРИМЕЧАНИЯ

1. Очень распространенная практика в нацистской Германии. Это так называемые «Wunschkonzerte» - «Концерты по заявкам». Все знаменитые артисты нацистской Германии были обязаны принимать в них участие. 
Существует интересный одноименный фильм 1940 года, в котором принимала участие Марика Рекк.  Сценарий для него написал министр пропаганды Й.Геббельс.

2. Нойвайер – сейчас один из районов Баден-Бадена. Район, славящийся своими прекрасными виноградниками. См. ч.4 этого цикла.


3. Справедливости ради надо добавить, что очень похожая легенда существует и в Баварском лесу (Нижняя Бавария) на границе с Чехией и носит название "Луг Скрипача" близ Римбаха" ("Die "Geigenwiese" bei Rimbach").


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.
ЧАСТЬ 3. ГОРА МЕРКУР И ЕЕ ОКРЕСТНОСТИ 


ДОПОЛНЕНИЕ ОТ АВТОРА

НАШ ПОХОД ВОКРУГ БАДЕН-БАДЕНА СОСТОЯЛСЯ УЖЕ ОЧЕНЬ ДАВНО: ВРЕМЯ БЕЖИТ БЫСТРО, И ПОЭТОМУ МНОГИЕ ДЕТАЛИ ТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ МОГУТ НЕ СОВПАДАТЬ С СОВРЕМЕННЫМИ РЕАЛИЯМИ. Т.К.


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА  И СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

*** ** *** ** ***

Комментариев нет:

Отправить комментарий