ГАРЦ. ГОРА «ВЕДЬМИНА ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА»


Долина реки Боде со скалы "Hexentanzplatz". Фото 2002 г.



Hexentanzplatz. 
Harz

Нет, это не знаменитая гора Гарца Броккен.
Здесь будет рассказ о вершине и поменьше, и не такой известной, 
но тоже имеющей прямое отношение к нечистой силе...

Как рассказывают старые немецкие предания, места, где обычно собирались ведьмы в Вальпургиеву ночь (т.е. с 30 апреля на 1 мая), встречались во множестве по всей Германии. Обычно это вершины «лысых гор» − в одной Германии таких насчитывается почти сотня. Самая знаменитая из них, бесспорно, гора Броккен в Гарце. Встречаются они и в других местах. Так, широко известна Лысая гора под Киевом. 
«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…» – пишет Владимир Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа».
Кроме того, следует упомянуть, что словосочетанием «лысая гора» переводится название Голгофа (Hohlhof).

На таких горах нечистая сила раз в год устраивала свои шабаши. Но были и плоские горные утесы, где ведьмы собирались перед тем, как всем вместе отправиться на Броккен, чтобы там праздновать свой великий праздник - "Вальпургиеву ночь". Самое известное из таких мест находится на вершине скалы, у основания которой расположился живописный городок Тале. Его ежегодно посещают тысячи туристов со всего мира. Это - младшая сестра Броккена - вершина Hexentanzplatz - «Ведьмина танцевальная площадка».

Скала "След коня" и "Ведьмина 
Танцевальная площадка" в Гарце


Танцевальная площадка у ведьм в Гарце весьма невысока. Это скала с плоской вершиной (плато) высотой 454 м. над уровнем моря. Но с этой мистической высотки открывается грандиозный вид на долину Боде, окруженную со всех сторон дикими утесами. Эта долина по праву носит название "Гранд-каньона Гарца". Романтическая долина реки Боде, пожалуй, самая прекрасная в Гарце. Она была создана миллионы лет тому назад силами воды и ветров. Здесь широкие долины, полные солнца и цветов, здесь и мрачные крутые скалы. И не случайно, что именно здесь находится множество удивительных мест.

Шабаш ведьм.
Открытка 1910. Париж
**************
Прямо напротив "Танцевальной площадки" находится еще одна "сказочная" скала. Это "Roßtrappe" ("След коня") - неприступная скала из серого гранита высотой 403 м. Ее легенда рассказывает нам о принцессе Брунхильде и диком Бодо. Ссылка.

Над долиной  реки между скалами в 1863г. был протянут деревянный "Чертов мост" (Teufelsbruecke). Он находится прямо над водоворотом реки Боде. С давних времен после сильных дождей или во время таяния снегов  вода устремляется сюда и с бешеным ревом стремится вниз. По легенде этот мостик люди смогли построить только с помощью Князя Тьмы. В качестве ответной услуги тот потребовал душу того, кто первым пройдет по вновь построенному мосту. (Обычно это был сам строитель моста). Но тот распознал хитрость и пошел по мосту, гоня впереди себя козу. Так не досталось черту на этот раз человеческой души, и, посрамленный, он был вынужден вернуться к себе в ад. 

Еще одно название этого речного водоворота - "Королевская пучина" - напоминает нам не только о прыжке Брунхильды, но и связано с романтической легендой Гарца "Золотая корона в пучине Боде". Ссылка. 

Из городка Тале на вершину "Ведьминой площадки" проложена канатная дорога. Она проходит вдоль впечатляющего скалистого хребта, носящего название "Дьявольской стены" (Teufelsmauer).


ЛЕГЕНДА О «ДЬЯВОЛЬСКОЙ СТЕНЕ» 

Однажды предложил Дьявол Богу поделить весь земной мир между собой. Для этого, по его замыслу, нужно было построить огромную стену, делящую землю на два царства. Бог согласился, но поставил условие: дьявол должен был построить эту стену сам, за одну ночь и закончить строительство до первого крика петуха. 

В то время случилось так, что одна крестьянка собралась продать своего петуха на рынке и, торопясь попасть на базар пораньше, шла поздней ночью как раз мимо того места, где дьявол строил свою стену. Когда она увидела его, то очень испугалась, споткнулась, выронила петуха, и тот начал кукарекать. 

"Дьявольская стена". Современное фото

Услышав петушиный крик, дьявол решил, что наступает утро, постройку стены он закончить не успеет и разрушил почти готовую стену.

На «Ведьминой площадке» возвышаются остатки так называемого «Саксонского вала». Это каменная стена длиной 150 м. из гранитных блоков высотой до 2 метров. Она является фрагментом крепости-убежища, заложенной племенами саксов в 750-450 гг. до нашей эры.
Музей "Walpurgishalle"
«Ведьмина площадка», как и вершина горы Броккен, являлась, по всей видимости, культовым местом древних саксонцев, где в ночь на 1 мая проводились языческие празднества в честь хагедис - пророчиц, известных в германской мифологии также как идисы и дисы, отправлявших культы в местах поклонений в лесах, горах и в священных рощах. Несмотря на запрет древних языческих верований со стороны принявших христианство германских императоров, в раннее Средневековье саксонские племена по-прежнему стремились сюда, чтобы продолжать совершать древние ритуалы своих предков. 

Хроники рассказывают, что саксам неоднократно удавалось перехитрить караул, выставленный здесь по указанию Карла Великого. Переодевшись в чертей и ведьм и вымазывая свои лица черной сажей, взяв с собой метлы, вилы и факелы, они, пронзительно завывая, являлись перед стоявшими на страже франками. Те, напуганные до полусмерти, разбегались кто куда и долго еще рассказывали о жуткой веренице чертей и ведьм, вдруг появлявшихся в ночи перед ними невесть откуда.

Эрнст Вахлер. 1871-1945гг.

На «Ведьминой площадке» находится также Горный театр Тале (Bergtheater Thale), один из старейших природных театров Германии на 1.350 мест. Он был создан писателем Эрнстом Вахлером, который дал ему имя "Grüne Bühne" ("Зеленая сцена"). Первое представление состоялось 8 июля 1903 года, пьеса, которую сочинил сам Э.Вахлер, называлась, конечно же, "Вальпургиева ночь". Во время I и II Мировых войн театр был закрыт и возобновил свою деятельность в 1946г. (по наст. время). 

В музее "Вальпургиев зал" (Walpurgishalle), созданном в 1901г. по инициативе художника Германа Хендриха /1/, представлен сказочный мир Гарца и сцены из Гетевского «Фауста». Одним из экспонатов является жертвенный камень древних германцев, весь покрытый руническими надписями. Он напоминает нам о древних культовых ритуалах, что совершались здесь когда-то. Это так называемый «жертвенный камень», который нашли на одной из каменоломен в Земле Саксония-Анхальт. Фронтон музея украшает одноглазый Вотан в окружении своих верных спутников: во́ронов Хугина и Мунина, двух волков Гери и Фреки, а также восьминогого коня Слейпнира /2/

21 апреля 1996 г., за несколько дней до Вальпургиевой ночи, на «Ведьминой танцевальной площадке» состоялось торжественное открытие уникальной скульптурной композиции, автором которой является Йохен Мюллер, скульптор по металлу из города Кведлинбург (Гарц). 

Композиция называется «Ведьмино кольцо» и состоит из трех бронзовых фигур, закрепленных на валунах, оставшихся здесь еще со времен последнего ледникового периода.


Выше всех, на самом большом валуне, сидит дьявол, со смехом показывающий на середину «Ведьминого кольца». Справа от него, на камне поменьше, сидит его доверенное лицо, весьма странное существо, - некая помесь свиньи, грызуна и ящера. Скульптор дал ему имя «Гомункул» /3/. Третьей в кругу является уродливая блудливая ведьма, которая по наущению дьявола пытается, подвинув огромный камень, замкнуть «Круг зла».



«Ведьмино кольцо» расположено в самом центре «Танцевальной площадки ведьм» и является излюбленным мотивом многих фотоснимков.


ЛЕГЕНДА О «ВЕДЬМИНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ» 

На входе в речную долину Боде близ городка Тале высится по левую сторону высокий скальный массив, известный в народе как «Ведьмина танцевальная площадка».

Согласно народному преданию, там, на самом верху скалы, жила когда-то в незапамятные времена злая колдунья по имена Вателинда. Многими тайными искусствами владела она и на многие мили вокруг считалась самой главной ведьмой этой местности. Это она созывала всех ведьм на их сборища, сама и председательствовала на них. Она начинала водить все ведьмины хороводы, и она сбивала с пути праведного невинных богобоязненных девушек, испытывая на них свое волшебство и постепенно превращая их в ведьм, ведь в те времена христианство не было еще повсеместно распространено в Гарце, и много людей открыто или тайно почитало старых языческих богов…

Лесная дорога на "Ведьмину площадку"

Как-то раз в один прекрасный субботний вечер отправилась одна набожная и хорошенькая девушка из Тале в лес за лекарственными травами. Ее мать делала из них лекарства от разных болезней. Хульда (так звали девушку) уже набрала полную корзину трав, когда быстро начало темнеть и ей пора было отправляться в обратный путь. Взошла луна, и девушка вспомнила, что согласно старому поверью травы, сорванные при лунном свете, драгоценны, поскольку обладают особой целебной силой, поэтому она продолжила собирать их дальше.

Хульда знала также, что при сборе трав нужно говорить особые заклинания и хотя была доброй христианкой и твердо верила в бога, но считала, что греха особого в том нет, если цель благая! И так продолжала она свою работу, шепча заклинания всякий раз, когда срывала травку.

Вдруг в темноте на нее сверкнули два огромных желтых глаза. С криком ужаса девушка отпрянула назад и бросилась бежать, что было мочи, вглубь леса. Пробежав некоторое расстояние, она остановилась и боязливо оглянулась назад.Там, на небольшой полянке, освещенной луной, которую она только что пересекла, она увидела страшную черную кошку гигантских размеров, следовавшую за ней огромными прыжками. Во всю мочь Хульда припустилась прочь, но очень скоро кошка нагнала ее и побежала сбоку, говоря ей хриплым голосом: «Послушай, девушка, ничего плохого с тобой не случится, посмотри мне в глаза. Я знаю одну чудесную травку, если ты приготовишь из нее настой и дашь своему любимому, он будет твой навсегда, никогда и не посмотрит на другую девушку! Но ты должна за это отдать мне свою душу, принадлежать мне на веки вечные!»

Хульда охотно узнала бы про траву, которая смогла бы привязать ее возлюбленного к ней. Он был слегка ветреным, и она постоянно сомневалась в его верности. Но она не остановилась, а последние слова страшного зверя заставили ее бежать еще быстрее. Но вскоре в темноте она совсем потеряла ориентацию и совершенно не знала, где находится.
Вдруг она поняла, что очутилась у подножия горы, которую в народе называли "Ведьминой танцевальной площадкой», и тут черная кошка закричала: «Ну, вот ты и моя! Это мой волшебный круг, ты моя телом и душой!» И вместо кошки рядом с ней вдруг оказалась старуха с серым безобразным лицом. Из ее глаз, казалось, било пламя. В одно мгновение она схватила Хульду и потащила ее наверх, ухватив за длинные белокурые косы. Но девушка с омерзением оттолкнула от себя старую ведьму, быстро перекрестилась и проговорила «Иисус, Спаситель мой, помоги моей бедной душе!»

И вот внезапно разразилась гроза, ветки затрещали, закачались деревья, засверкали молнии, и удары грома сотрясли небеса. Невидимая рука подняла ведьму Вателинду в воздух и со страшной силой швырнула на скалы. Через мгновенье та превратилась в камень. Эта скала поныне так и называется «Ведьмина бабушка». 

Хульда же благополучно добралась до дома, где ее встретила, плача от радости, ее мать, отчаявшаяся увидать живой свою дочь. На том месте, где Хульда боролась с главной ведьмой за спасение своей души, на берегу реки Боде, сегодня стоит постоялый дом «У лесной кошки». И любой гость, что приходит сюда, сидя за столом за едой и питьем, может слышать немолчный шум реки, которая рассказывает ему множество историй старых-старых времен.



Старая немецкая открытка с видами достопримечательностей "Ведьминой площадки":
Долина Боде, Отель "Hexentanzplatz", Горный театр Тале, "Вальпургиев зал".

*** ** *** ** ***
ПРИМЕЧАНИЯ.


1. Герман Хендрих /др.вариант - Гендрих/ (Hermann Hendrich) (1854 -1931) немецкий живописец эпохи модерна. Писал живописные полотна преимущественно на германо-скандинавские мифологические темы. Автор живописных композиций "Вальпургиевого зала" (Walpurgishalle, 1901) на "Ведьминой танцевальной площадке" в Тале, а также "Зала Нибелунгов" (Nibelungenhalle, 1913) на Скале Дракона в Кёнигсвинтере близ Бонна.

2. Имена волков Гери и Фреки означают «жадный» и «прожорливый», имя коня - Слейпнир, то есть «скользящий». 

3. Гому́нкул (лат. homunculus — человечек) — в представлении средневековых алхимиков существо, подобное человеку, которое можно получить искусственным путём.


ПРИЛОЖЕНИЕ


ГОРНЫЙ ТЕАТР ТАЛЕ



Вход в Горный театр. 1903г.


Афиша "Вальпургиевой ночи" Эрнста Вахлера


Первое представление 1903г.
"Вальпургиева ночь" Эрнста Вахлера



"Затонувший колокол" Герхарда Гауптмана. 1905г.


Драматург Карл Гауптман (брат Герхарда Гауптмана) 
в кругу актеров его пьесы "Горная кузница". 1914.




КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

*** ** *** ** ***

6 комментариев:

  1. Просто супер! Замечательно написано. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересный рассказ. Очень интересно было читать.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо огромное за такой замечательный рассказ! Мы как раз по дороге в Гарц и у Вас самое лучшее описание истории, которое я нашла. Благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Мне самой интересно было знакомиться с данной темой. Статья писалась мной с удовольствием ))

      Удалить