ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД. ГОРНЫЙ МОНАХ



В горных областях Германии – Саксонии и Гарце, Рудных и Исполиновых горах – издавна бытовали присущие только этим местностям уникальные представления об окружающем мире. Местное население многие столетия было занято добычей горных ископаемых, металлов, каменной соли, драгоценных камней, поэтому здесь возник так называемый культ гор с его одухотворением горных богатств. Так, в сознании людей появились образы различных мифических персонажей: гномов, троллей, кобольдов, горных духов, часто связанных с какой-то одной определенной местностью. Яркий пример тому Рюбецаль — своевольный дух Исполиновых гор, ставший их символом.

А вот как описывает жителей горных подземелий писатель-фантаст Анджей Сапковский в своем знаменитом фэнтези "Ведьмак":
"Стучак, он же кнакер, гоблинай, полтердук, шеенос, рубезааль, скарбоник, либо пустельник, — есть разновидность кобольда, коего все же размером, ростом и силою значительно превосходит. Обычно Стучаки носят бородищи преогромадные, кои кобольды носить не обвыкли. Обитает Стучак в штольнях, шахтах, развалинах, пропастях, темных ямах разновеликих, внутри скал, во всяческих гротах, пещерах и каменных пустовинах. Там, где он обретается, наверняка в земле
богатства сокрыты, каковые: золото самородное, руды, меловина, соль либо каменное масло, сиречь нефть. Потому ж Стучака зачастую в выработках встретить можно, особливо покинутых, но и в действующих любит он показываться. Злостный шкодник, проклятие и истинная кара Господня для подземных рудокопов, коих распоясавшийся Стучак водит за нос, постукиванием по камню манит и пугает, ходки заваливает, горняцкое имущество и всяческий скот крадет и портит, да и частенько из-за угла в лоб палкою дать может.
Однако же подкупить его можно, дабы не безобразничал сверх меры, положивши где-нить на ходке темном либо в шахте хлеб с маслом, сырок козий, кусок копченой вепрятины. Но лучше всего шклянку первача, ибо на таковой Стучак до  чрезвычайности лаком и падок".
А.Сапковский. Сага о Ведьмаке. 
Книга 6-ая. "Башня Ласточки"
*****************




Еще одним популярным персонажем немецкого фольклора является Горный, или Рудничный монах. 
Это беловолосый гигант с огромными глазами, горящими пламенем. Он одет в черный балахон с капюшоном, который обычно носят монахи, но может носить и одежду обычного горняка. 

Считается, что представление горного духа в качестве монаха является отголоском средневековых времен Германии, поскольку тогда рудники в горах часто принадлежали монашеским орденам. 


*******


Много таких преданий сохранилось в Гарце. Вот что рассказывают там 
о Горном монахе.

В шахтах Гарца — вокруг Клаусталя, Андреасберга и Целлерфельда — иногда можно было увидеть призрака, которого все называют Горным монахом. Он расхаживал в монашеской одежде, но имел гигантский рост и всегда нес в своей руке большую сальную свечу, которая никогда не гасла. Когда горняки утром входили в шахту, он обыкновенно стоял у входа со своим огнем, пропуская шахтеров под свечой. Его также часто встречали и в штольнях. 
"..Этот монах в прежние времена был мастером, который так любил горное дело, что, будучи при смерти, попросил Бога ниспослать ему возможность до Судного Дня бродить по холмам и долинам, спускаться в выработки и шахты, наблюдать за горными работами. 
И так проходит он все штольни, приходит на каждый рудник, а по земле ходит по тем местам, где на поверхность выходят рудоносные жилы. Иногда он ходит медленно, иногда быстр, как молния. Он может появиться перед людьми, выйдя из твердой породы, и так же скрыться без следа, войдя в нее. Если он в добром расположении духа, то помогает шахтерам и делает им подарки. Тем, к кому он благосклонен, является он в обычном человеческом облике в одежде горного мастера, с серебряной шахтерской лампой в руках. Прочим же он показывается в своем истинном виде: он огромного роста, его глаза размером с тележное колесо и сверкают пламенем..."
(Цитируется по книге 
Бенджамин Торп "Нордическая мифология")


============

Характер Горного монаха вспыльчивый и непредсказуемый. Ему не нравится, когда над ним подшучивают или не верят в его существование. Таких людей он жестоко наказывает. Счастливчикам же Горный монах всячески помогает: указывает места залегания золота и серебра, сам добывает руду — и способен за час добыть ее больше, чем иной шахтер за неделю. Наконец, он подливает масло из своего гигантского светильника в лампы шахтеров, если те вот-вот погаснут. Это масло никогда не выгорает и горит постоянно многие годы, — впрочем, при одном условии — если шахтер хранит секрет, откуда он получил это масло для своей лампы. 

Вот что об этом рассказывает старое предание о Горном монахе, записанное для нас братьями Гримм.


ПРЕДАНИЕ О ГОРНОМ МОНАХЕ В ГАРЦЕ

Два приятеля-шахтера всегда работали вместе. Однажды, когда они поутру спустились в шахту, то обнаружили, что накануне забыли заправить свою лампу маслом: его оставалось очень мало, и на полную смену не хватало. 

"Что же нам делать?" — задумались они.  «Когда у нас закончится масло, мы будем вынуждены подниматься на поверхность в кромешной темени и в таком случае, конечно же, заблудимся и погибнем: шахта опасна и при свете, что же говорить про темноту. Если же мы вернемся за маслом сейчас, то мастер оштрафует нас и сделает это с удовольствием: характер у него скверный и относится он к нам плохо".

И вот когда они стояли так, опечаленные, то вдруг увидели вдалеке в штольне приближающийся к ним свет.
Сначала шахтеры очень обрадовались, но затем ужасно испугались: они увидели, что сюда, сгорбившись, идет огромного роста монах. На голове у него была большая шапка, а в руке он держал шахтерский фонарь. Монах подошел к застывшим в ужасе людям, выпрямился и сказал: «Не бойтесь, я не причиню вам вреда, от меня вам будет только добро», — с этими словами он с лихвой отлил из своего фонаря масла в светильник незадачливых горняков.

Потом он взялся за кирку и отбил руды для них за час больше, чем они со всем усердием сделали бы за неделю. А после монах сказал: «Никому никогда не говорите, что видели меня». С этими словами он стукнул кулаком по боковой стенке, она расступилась, и шахтеры увидели там длинный коридор, весь сверкающий золотом и серебром.

И поскольку неожиданный блеск ослепил им глаза, они отвернулись, а когда вновь посмотрели на стену, все исчезло. А вот если бы они догадались бросить в открывшуюся щель свою кирку или какой-то иной инструмент, проход остался бы открытым и сделал их богатыми; но они упустили свое счастье, когда, ослепленные блеском золота, отвели взгляд.

Как бы там ни было, в их лампе оставалось масло горного духа. Его не становилось меньше, оно не выгорало, — и это было огромным преимуществом. Но спустя годы, когда два приятеля сидели однажды воскресным вечером в кабачке со своими друзьями, веселясь и рассказывая всякие истории, то поведали они и о том давнем случае, случившемся с ними когда-то. Когда же наутро в понедельник они вновь спустились в шахту, масла в их лампе больше не было. Вот так и пришлось им, как и всем остальным, заправлять свои светильники маслом, как и прежде.

"Германские легенды", 
Якоб и Вильгельм Гримм (Братья Гримм), 
Кассель 1816/18, Nr. 3

Перевод Тат.Коливай



А вот еще одна легенда о Горном монахе, записанная в Гарце в XIX веке.


*******

Однажды трое шахтеров собрались идти в ночную смену. Но вдруг их всех охватил необъяснимый страх, и они едва не повернули домой. Но потом вспомнили, что их ждет работа, которую надо делать, доверились Богу и отправились в шахту.
Все трое укрепляли деревянные перекрытия в штольнях, и работа им на этот раз предстояла особенно тяжелая. Они должны были работать в старом туннеле, который вот-вот готов был обвалиться. Чтобы этого не случилось, им надо было заменить сгнившие деревянные балки на новые. Но работа вопреки опасениям в тот день спорилась. Оставалось укрепить еще несколько перекрытий и можно было передохнуть!
Внезапно раздался оглушительный грохот, в воздух поднялись облака пыли, и лампы горняков погасли. Когда мужчины дрожащими руками вновь зажгли их, то увидели ужасную картину. Вся штольня, что вела в шахту, выходящую на поверхность, обрушилась. Сейчас они не могли выбраться наверх, и ни один человек не мог прийти им на помощь. «О, Боже милосердный!», - воскликнул один из них, неженатый парень. - «Если бы мне только еще разочек увидеть голубые небеса, тогда и умереть не страшно!»
«Ах, а я хотел бы еще хоть раз сесть за стол с моей дорогой женушкой», - жалобно промолвил второй, сыгравший свадьбу несколько недель назад. Третий, у которого была большая семья, взмолился: «Только еще один год, Господи! Тогда я постарался бы сделать все для моей жены и детей, чтобы они без меня не нуждались! А потом я готов умереть». 

Едва отзвучало последнее слово, как вдруг вспыхнул яркий свет, и перед испуганными горняками появилась огромная сумрачная фигура. Мужчины поняли, что перед ними стоит сам Горный монах.
«Ваши желания будут исполнены!», - прозвучал раскатистый громовой голос. - «Следуйте за мной!» 

Скалы расступились, куда-то подевались осыпи, и он провел трех горняков через туннель к открытой рудничной шахте. Внезапно, - так же, как появился, - монах исчез, и спасенные стали подниматься наверх. Вскоре они очутились на поверхности и с благодарностью смотрели на голубое небо. И вдруг первый шахтер упал замертво на землю. Двое его товарищей соорудили из своей одежды носилки и понесли умершего домой. Там они в слезах попрощались с ним и друг с другом, и второй сказал третьему: «Ты знаешь, друг, что еще сегодня я последую за ним - так что прощай! Благослови тебя Бог!
Когда второй горняк вернулся домой, радости его молодой жены не было предела. Но быстро превратилась радость в горькие слезы, когда женщина услышала о том, что произошло и что произойти должно. Но жена горняка должна быть мужественной.. В последний раз готовила она обед для своего мужа, подсовывала ему лучшие кусочки, наливала доброго вина. Как только муж наелся и отодвинул от себя тарелку, он упал и умер на руках своей плачущей супруги.

Оба горняка были похоронены вместе со всеми почестями, полагающимися шахтерам, погибшим под землей во время работы.
Последний из оставшихся в живых прожил еще год. Как смог, обеспечил он свою жену и детей всем необходимым, чтобы ни в чем они после его смерти не нуждались. Затем он тоже скончался и был похоронен так же достойно, как и его товарищи.


"Горный монах". Легенда Гарца 
(Клаусталь-Целлерфельд)
Перевод Тат.Коливай


============



*********

НЕБОЛЬШОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

И Рюбецаль, и Горный монах немецкого фольклора, а также родственные им Ясек-Птасек из польских Судет, заботливый покровитель чешских шахтеров Пустецкий, мрачный призрак-страж хелмских меловых подземелий Белух и хозяин донецких шахт Добрый Шубин — все они замечательны и уникальны, каждый в своем роде. Все они отражают своеобразие тех мест, откуда они родом. 

Отдельного упоминания заслуживает замечательная Хозяйка Медной Горы — безусловно, главная героиня уральского эпоса. Она существовала еще задолго до 90-х годов XIX века, — времени, когда русский писатель и фольклорист Павел Бажов сделал первые записи сказов о ней. 

Она предстает в образе красивой женщины с волосами цвета воронова крыла, зелеными глазами и малахитовом платье. Встреча с ней не предвещает для человека ничего хорошего и часто приводит к гибели. Она помогает только свободолюбивым и смелым рабочим, одаривая их богатствами гор. Однако впоследствии эти богатства не приносят молодым людям счастья, они рано умирают, а роковая печать знакомства предков с Хозяйкой Медной горы передается последующим поколениям.

Она — олицетворение природы Урала, самих уральских гор - с одной стороны, а с другой стороны, она обобщенный образ Человека Урала в его женской ипостаси, самое лучшее, что есть в нем. 

Это хорошо показано в сказе "Малахитовая шкатулка": главная героиня его Танюшка в конце концов сливается с Хозяйкой Медной Горы, сама становится ею. Или можно сказать, что Хозяйка продлевает свое воплощение в ней. Обе эти героини сказа объединяются в конце концов воедино. Человек и Природа становятся единым целым.... 

Однако происхождение образа Хозяйки Медной горы из местного уральского фольклора (либо финно-угорского?) не безусловно. На уральских заводах хозяевами и управляющими часто были немцы, либо шведы и голландцы, поэтому образ может происходить как раз из германо-скандинавского фольклора.



Использованная литература
1. Bergmoench. Wikipedia.engl. Ссылка
2. Легенды Гарца на сайте harzer-sagen.  Ссылка
3. А. А. Мурзин. Образы горных духов в немецком фольклоре. Ссылка
4. Der Berg-Mönch im Harz. Ссылка
5. Бенджамин Торп. "Нордическая мифология". Ссылка



ЧАСТЬ 24.КРАСНАЯ ШАПОЧКА
ЧАСТЬ 25.ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.



Комментариев нет:

Отправить комментарий