ГЕРМАНСКАЯ СКАЗОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ. БУЗИННАЯ МАТУШКА



Мир вокруг нас — живой. 
Древность мудрых гласит, что ничего мертвого вообще не существует
И живой мир общается с нами самыми разными способами. 
Вот только человек за века разучился слушать и слышать. 
Он уже не умеет смотреть вокруг себяпостигая суть вещей. 
 Забыл о том, что и сам является неотъемлемой частью природы,  
этой Альфы и Омеги сущего.

О частичке живой природы, которую мы видим каждый день 
и не замечаем — ведь она так проста и обыденна — 
о кусте бузины пойдет наша речь. 
Нет, не так. — О Бузинной матушке, как ласково 
и уважительно называли ее наши предки. 


Худ. Montse Rubio (Испания)
Бузинная матушка

Бузина, пышно разросшийся кустарник, а может, и небольшое деревце, с белыми цветами, превращающимися к концу лета в черные соплодия — кто из нас не встречал ее? — она растет
 повсюду: в лесах, вдоль дорог, в садах, на пустырях, на кладбищах, в городских скверах... 

Но тем не менее, бузина совсем не так проста, как кажется. Трудно обнаружить хотя бы одну ее часть, которая с давних пор не находила у людей применение. Ее знали и ценили все — обычные крестьяне и горожане, купцы и аристократы, медики и знахари, маги и ворожеи.
В Средние века бузина считались средством от любых болезней. В медицинских целях использовались все ее части. Так, ягоды, листья и цветы, богатые витаминами С и B, клались в целебные зелья. Из листьев делали ушные капли для снятия воспаления. Из цветков заваривали чай для лечения простуды и кашля. Кора использовалась как слабительное. Ну, а ягоды бузины всегда были хороши для приготовления варенья, вина, уксуса и сиропов.

Стебли бузины всегда были любимой игрушкой всех мальчишек на свете: внутри находится мягкая древесина, и поэтому сделать из них трубочку для стрельбы — одно удовольствие.

"— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки.." 
Ганс Христиан Андерсен, 1852
«Пятеро из одного стручка» 

Худ. Lisa Hunt. 2007
Но полые трубки бузинных стеблей использовались также как детали музыкальных инструментов, многие из которых до наших дней не дошли. Так, считается, что ботаническое название бузины Sambucus связано с греческим названием античного музыкального инструмента самбука, или самбика, от которого остались лишь изображения. Очищенные от древесины трубки бузины использовались и для изготовления флейт.


И, конечно же, бузина была деревом мистическим
В германо-скандинавской мифологии бытовало представление, что Фрейя, покровительница домашнего очага, обычно выбирает местом своего пребывания на земле куст бузины. К Холле, богине всех источников и родников, древние германцы обращались с молитвой о плодородии земель, стоя под кустарником бузины, второе имя которой (сохранившееся ныне лишь в Австрии и Баварии) — Холлер. 
Вот почему до сих пор жива немецкая поговорка, что перед кустом бузины нужно, как в церкви, снимать шапку.

Это растение связано со всеми видами волшебства, — с белой и черной магией. С бузиной связано много примет и поверий, как благоприятных, так и не очень. И самая известная примета: когда почернеют ягоды бузины — начинается осень. )))

Когда-то земледельцы гадали на цветах бузины о предстоящем урожае. У древних греков, римлян и германцев бытовала вера в то, что в бузине жили добрые духи. Именно поэтому ее и сажали рядом с домом, избегая, впрочем, близости кустарника к спальне, ведь известно, что тяжелый, сладкий аромат цветов вызывает головокружение. 

Кроме того, если через некоторое время крест из бузины, положенный на могилу на похоронах, снова стал зеленым, то это рассматривалось как знак того, что посмертное существование покойного будет добрым и благословенным. 
В швейцарских Альпах каждое дерево бузины считалась воротами в загробный мир, о чем в этом регионе сложено несколько народных песен.

Вплоть до такого уж и давнего XIX века кучер на похоронных дрожках, как правило, имел кнут из бузинной ветки: помимо своего прямого назначения она отваживала не только ведьм, но и и мух, вот почему ветки привязывались также к головам лошадей.

Лесник в Средние века, прежде чем срубить ветку бузины, должен был проговорить заклинание, то есть спросить разрешения:

"Бузинная матушка, дай мне веточку своего дерева.
И я дам тебе свою, когда превращусь в дерево".

Поэтому нет ничего странного в том, что с давних времен люди наделяли это деревце душой, ласково называя ее матушкой Бузиной.

Бузинная матушка, древесный дух в женской ипостаси, добра и великодушна к тем, кто уважает ее, но также недоброжелательна и зла, если ее дереву причиняют вред.

Сила матушки Бузины воплощена в известных еще древним природных свойствах растения (цветках, ягодах, листьях и коре), которые, как уже упоминалось, могут быть лекарством, но могут стать и ядом.
Худ. Montse Rubio (Испания). Дом матушки Бузины


У этого древнего образа много названий.

Так, в Англии дух бузинного дерева называют "Elder Mother" — Старшая мать, а также, как вариант, "Old Lady" — Старая дама.
В Дании (и у Андерсена!) она — Hyldemoer. 
В Германии — Mutter Holunder, Fliedermütterchen.
В Викке — этой древней религии кельтов, основой которой является поклонение созидательным силам Природы в виде Богини Матери Всего — бузина считалась одним из девяти священных деревьев.
Она — дерево начала и конца, рождения и смерти.

Викканская магическая карта
Старшее дерево (Бузина). Защита


В основном законе Викки, Викканском наставлении, или Викканском кредо ("Wiccan rede" or "Wiccan Creed"), дающем общие рекомендации викканской жизни, говорится.


"..Вы должны следовать викканскому закону, 
В совершенной любви и совершенном доверии; 
Живите и давайте жить другим, 
С честью принимайте и с честью отдавайте; 

Очертите вокруг себя тройной круг, 
Чтобы не подпустить к себе злых духов; 
Чтобы запечатать заклинание каждый раз, 
Пусть оно будет произнесено в рифму. 

...Девять видов дерева положите в котел, 
Сжигайте их быстро, сжигайте их медленно; 
Бузина является священной для Богини, 
Не жгите ее, или на вас падет проклятье; 

Когда Годовое Колесо1 начинает вращаться, 
Пусть горят костры Белтейна2
Когда Колесо повернуло к Йолю3
Зажгите полено и позвольте Пану править4...

...Если дела твои никому не вредят, 
Делай, что хочешь..."
(фрагм.) 




Мистическим воплощением бузины к
ельты считали Фею бузинного дерева (The Elder Fairy).

Обычно представляемая в образе пожилой женщины, кельтская Фея бузины  — это древний дух превращений, трансформаций и пересечения порогов. Она может дать совет тому, к кому благосклонна: что несущественно и стоит отбросить, а что важно и необходимо усвоить.


Celtic the Elder Fairy


Деревце бузины — это излюбленный образ, часто встречающийся как в народном фольклоре, так и в сочинениях писателей и поэтов. Ее можно встретить во многих сказках Г.-Х. Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, братьев Гримм, В.Одоевского, произведениях А.Беляева, М.Лермонтова, В.Даля, Л.Толстого, И.Тургенева и т.д..


"Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена,

Зеленее, чем плесень на чане!
Зелена — значит, лето в начале!

Синева — до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!"
--------------------------------
Марина Цветаева
«Бузина», 1931.



Но более всего прославил бузину знаменитый сказочник из Дании, Ганс-Христиан Андерсен. Пожалуй, сейчас при упоминании Бузинной матушки мы сразу вспоминаем не о древней мудрости народных поверий, а об одноименной андерсеновской сказке. В детстве эта замечательная сказочная притча была известна каждому из нас. Она невелика и, бесспорно, стоит того, чтобы вспомнить ее еще раз.


Ганс Христиан Андерсен
Бузинная матушка. 1844.


Один маленький мальчик раз простудился; где он промочил себе ноги — никто и понять не мог: погода стояла совсем сухая. Мать раздела его, уложила в постель и велела принести чайник, чтобы заварить бузинного чая — отличное потогонное! 

В это самое время в комнату вошёл славный, весёлый старичок, живший в верхнем этаже того же дома. Он был совсем одинок, не было у него ни жены, ни деток, а он так любил детей, умел рассказывать им такие чудесные сказки и истории, что просто чудо.

— Ну вот, выпьешь свой чай, а потом, может быть, услышишь сказку! — сказала мать.


— То-то вот, если бы знать какую-нибудь новенькую! — отвечал старичок, ласково кивая головой. — Но где же это наш мальчуган промочил себе ноги?

— Да, вот где? — сказала мать. — Никто и понять не может!

— А сказка будет? — спросил мальчик.

— Сначала мне нужно знать, глубока ли водосточная канава в переулке, где ваше училище. Можешь ты мне сказать это?

— Как раз мне по голенище! — отвечал мальчик. — Но это в самом глубоком месте!

— Вот отчего у нас и мокрые ноги! — сказал старичок. — Теперь следовало бы рассказать тебе сказку, да я ни одной новой не знаю!

— Да Вы можете сочинить её прямо сейчас! — сказал мальчик. — Мама говорит, что Вы на что ни взглянете, до чего ни дотронетесь, из всего у Вас выходит сказка или история.

— Да, но такие сказки и истории никуда не годятся. Настоящие, те приходят сами! Придут и постучатся мне в лоб: «Вот я!»

— А скоро какая-нибудь постучится? — спросил мальчик.

Мать засмеялась, засыпала в чайник бузинного чая и заварила...

— Да, вот если бы пришла сама! Но они важные, приходят только, когда им самим вздумается! Стой, — сказал он вдруг. — Вот она! Гляди на чайник!


Мальчик посмотрел; крышка чайника начала приподыматься, и из-под неё выглянули свежие беленькие цветочки бузины, затем выросли и длинные зелёные ветви. Они росли даже из носика чайника, и скоро перед мальчиком был целый куст; ветви тянулись к самой постели и раздвигали занавески. 


Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени её выглядывало ласковое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зелёное, как листья бузины, и всё усеянное белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было — платье ли это, или просто зелень и живые цветочки бузины.

— Что это за старушка? — спросил мальчик.

— Римляне и греки звали её Дриадой!5 — сказал старичок. — Но для нас это слишком мудрёное имя, и ей дали прозвище получше: Бузинная матушка. Смотри же на неё хорошенько да слушай, что я буду рассказывать!

********
Такой же точно большой, покрытый цветами куст рос в углу одного бедного дворика. Под кустом сидели в послеобеденный час и грелись на солнышке старичок со старушкой: старый отставной матрос и его жена. 
Старички были богаты детьми, внуками и правнуками и скоро должны были отпраздновать свою золотую свадьбу, да только не помнили хорошенько дня и числа. 


Из зелени глядела на них Бузинная матушка, такая же славная и приветливая, как вот эта, и говорила: 

«Я-то знаю день вашей золотой свадьбы!» 

Но старики были заняты разговором — они вспоминали старину — и не слышали её.

— Да, помнишь, — сказал старый матрос, — как мы бегали и играли с тобой детьми! Вот тут, на этом самом дворе, мы сажали садик! Помнишь, втыкали в землю прутики и веточки?

— Да, да! — подхватила старушка. — Помню, помню! Мы усердно поливали эти веточки; одна из них была бузинная, пустила корни, ростки и вот как разрослась! Мы можем теперь сидеть в её тени!

— Правда! — продолжал муж. — А вон в том углу стоял чан с водою. Там мы спускали в воду мой кораблик, который я сам вырезал из дерева. Как он плавал! А скоро мне пришлось пуститься и в настоящее плавание!...Много, много лет провёл я вдали от родины!

— Сколько слёз я пролила! Мне уж думалось, что ты умер и лежишь на дне морском! ..Я отлично помню, как однажды, в самый ливень, во двор к нам приехал мусорщик. Я жила там в прислугах и вышла с мусорным ящиком, да остановилась в дверях. Погода-то была ужасная! В это самое время пришёл почтальон и подал мне письмо от тебя. Пришлось же этому письму прогуляться по белу свету! Как я схватила его!.. И сейчас же принялась читать. Я смеялась и плакала зараз… Я была так рада! В письме говорилось, что ты теперь в тёплых краях, где растёт кофе! Вот-то, должно быть, благословенная страна! Ты много ещё о чём рассказывал в своём письме, и я всё это словно видела перед собою. Дождь так и поливал, а я всё стояла в дверях с мусорным ящиком. Вдруг кто-то обнял меня за талию…

— Да, и ты закатила ему такую звонкую пощёчину, что любо!

— Ведь я же не знала, что это ты! Ты догнал своё письмо! Какой ты был бравый, красивый, да ты и теперь всё такой же! Из кармана у тебя торчал жёлтый шёлковый платок, а на голове красовалась черная клеёнчатая шляпа. Такой щёголь! Но что за погодка стояла, и на что была похожа наша улица!

— Потом мы поженились! — продолжал старый матрос. — Помнишь? А там пошли у нас детки: первый мальчуган, потом Мари, Нильс, Петер и Ганс-Христиан!

— Как все они выросли и какими стали славными людьми! Все их любят!

— Теперь уж и у их детей есть дети! — сказал старичок. — И какие крепыши наши правнуки!.. Сдаётся мне, что наша свадьба была как раз в эту пору.

— Как раз сегодня! — сказала Бузинная матушка и просунула голову между старичками, но те подумали, что это кивает им головой соседка. Они сидели рука в руку и любовно смотрели друг на друга. 

Немного погодя пришли к ним дети и внучата. Они-то отлично знали, что сегодня день золотой свадьбы стариков, и уже поздравляли их утром, но старички успели позабыть об этом, хотя отлично помнили всё, что случилось много, много лет тому назад. 

Бузина так и благоухала, солнышко садилось и светило на прощанье старичкам прямо в лицо, разрумянивая их щёки. Младший из внуков плясал вокруг дедушки с бабушкой и радостно кричал, что сегодня вечером у них будет пир: за ужином подадут горячий картофель! 
Бузинная матушка кивала головой и кричала «ура» вместе со всеми.

********
— Да ведь это вовсе не сказка! — сказал мальчуган, когда рассказчик остановился.

— Это ты так говоришь, — отвечал старичок, — а вот спроси-ка Бузинную матушку!

— Это не сказка! — отвечала Бузинная матушка. — Но сейчас начнётся и сказка! Из действительности вырастают чудеснейшие сказки. Иначе бы мой благоухающий куст не вырос бы из чайника.

С этими словами она взяла мальчика на руки; ветви бузины, покрытые цветами, вдруг сдвинулись, и мальчик со старушкой очутились словно в густой беседке, которая понеслась с ними по воздуху. ..Бузинная матушка превратилась в маленькую прелестную девочку, но платьице на ней осталось то же — зелёное, всё усеянное белыми цветочками. На груди девочки красовался живой бузинный цветочек, на светло-русых кудрях — целый венок из тех же цветов. Глаза у неё были большие, голубые. Ах, она была такая хорошенькая, что просто загляденье! Мальчик поцеловался с девочкой, и оба стали одного возраста, одних мыслей и чувств.

Рука об руку вышли они из беседки и очутились в саду перед домом. На зелёной лужайке стояла прислонённая к дереву тросточка отца. Для детей и тросточка была живая; стоило сесть на неё верхом, и блестящий набалдашник стал великолепной лошадиной головой с длинной развевающеюся гривой; затем выросли четыре тонкие крепкие ноги, и горячий конь помчал детей вокруг лужайки.

— Теперь мы поскачем далеко-далеко! — сказал мальчик. — В барскую усадьбу, где мы были в прошлом году!

И дети скакали вокруг лужайки, а девочка — мы ведь знаем, что это была сама Бузинная матушка, — приговаривала:

— Ну, вот мы и за городом! Видишь крестьянские домики? ..Над домиками раскинула свои ветви бузина. Вот бродит по двору петух! Знай себе разгребает сор и выискивает корм для кур! Гляди, как он важно выступает!.. А вот мы и на высоком холме, у церкви! Какие славные развесистые дубы растут вокруг неё! Один из них наполовину вылез из земли с корнями!.. Вот мы у кузницы! Гляди, как ярко пылает огонь, как работают тяжёлыми молотами полунагие люди! Искры сыплются дождём!.. Но дальше, дальше, в барскую усадьбу!

И всё, что ни называла девочка, сидевшая верхом на палке позади мальчика, мелькало перед их глазами. Мальчик видел всё это, а между тем они только кружились по лужайке. Потом они отправились в боковую аллею и стали там устраивать себе маленький садик. Девочка вынула из своего венка один бузинный цветочек и посадила его в землю; он пустил корни и ростки и скоро вырос большой куст бузины, точь-в-точь как у старичков в Новой слободке, когда они были ещё детьми. Мальчик с девочкой взялись за руки и тоже пошли гулять, но отправились не на Круглую башню6 и не в Фредериксбергский сад7; нет, девочка крепко обняла мальчика, поднялась с ним на воздух, и они полетели над Данией. Весна сменялась летом, лето — осенью и осень — зимою; тысячи картин отражались в глазах и запечатлевались в сердце мальчика, а девочка всё приговаривала:

— Разве это можно забыть!

А бузина благоухала так сладко, так чудно! Мальчик вдыхал и аромат роз и запах свежих буков, но бузина пахла всего сильнее, — ведь её цветочки красовались у девочки на груди, а к ней он так часто склонялся головою.

— Как чудесно здесь весною! — сказала девочка, и они очутились в свежем, зелёном буковом лесу; у их ног цвела душистая белая буквица8, из травки выглядывали прелестные бледно-розовые анемоны8. — О, если бы вечно царила весна в благоухающих датских лесах!

— Как хорошо здесь летом! — сказала она, и они проносились мимо старой барской усадьбы с древним рыцарским замком; красные стены и фронтоны отражались в прудах; по ним плавали лебеди, заглядывая в тёмные, прохладные аллеи сада. Нивы волновались, точно море, во рвах пестрели красненькие и жёлтенькие полевые цветочки, по изгородям вился дикий хмель и цветущий вьюнок. А вечером высоко взошла круглая ясная луна, а с лугов понёсся сладкий аромат свежего сена! — Это не забудется никогда!

— Как чудно здесь осенью! — снова говорила девочка, и свод небесный вдруг стал вдвое выше и синее. Леса запестрели красными, жёлтыми и ещё зелёными листьями. Охотничьи собаки вырвались на волю! Целые стаи дичи с криком полетели над курганами, где лежат старые камни, обросшие ежевикой. На тёмно-синем море забелели паруса, а старухи, девушки и дети чистили хмель и бросали его в большие чаны. Молодёжь распевала старинные песни, а старухи рассказывали сказки про троллей и домовых. — Лучше не может быть нигде!

— А как хорошо здесь зимою! — говорила она затем, и все деревья покрылись инеем; ветви их превратились в белые кораллы. Снег захрустел под ногами, точно у всех были надеты новые сапоги, а с неба посыпались, одна за другою, падучие звёздочки. В домах зажглись ёлки, обвешанные подарками; все люди радовались и веселились. В деревнях, в крестьянских домиках не умолкали скрипки, летели в воздух яблочные пышки. Даже самые бедные дети говорили: «Как хорошо зимою!»

Да, хорошо! Девочка показывала всё это мальчику, и повсюду благоухала бузина, повсюду развевался красный флаг с белым крестом9, флаг, под которым плавал старый матрос из Новой слободки. 

И вот мальчик стал юношею, и ему тоже пришлось отправиться в дальнее плавание в тёплые края, где растёт кофе. На прощанье девочка дала ему цветок с своей груди, и он спрятал его в псалтырь. Часто вспоминал он на чужбине свою родину и раскрывал книгу — всегда на том самом месте, где лежал цветочек, данный ему на память! И чем больше юноша смотрел на цветок, тем свежее тот становился и сильнее пахнул, а юноше казалось, что до него доносится аромат датских лесов. В лепестках же цветка ему чудилось личико голубоглазой девочки; он как будто слышал её шёпот: «Как хорошо у нас весною, летом, осенью и зимою!» И сотни картин проносились в его памяти.

Так прошло много лет; он состарился и сидел со своею старушкой женой под цветущим кустом бузины. Они держались за руки и говорили о былых днях и о своей золотой свадьбе, точь-в-точь как их прадед и прабабушка из Новой слободки. 

Голубоглазая девочка с бузинными цветочками в волосах и на груди сидела в ветвях бузины, кивала им головой и говорила: «Сегодня ваша золотая свадьба!» Потом она вынула из своего венка два цветочка, .. и они заблестели сначала как серебряные, а потом как золотые. Когда же девочка возложила их на головы старичков, цветы превратились в короны, и муж с женой сидели под цветущим, благоухающим кустом, словно король с королевой....

— Да! — сказала девочка, сидевшая в зелени. — Кто зовёт меня Бузинной матушкой, кто Дриадой, а настоящее-то моё имя Воспоминание. Я сижу на дереве, которое всё растёт и растёт; я помню всё и умею рассказывать обо всём! Покажи-ка, цел ли ещё у тебя мой цветочек?

И старик раскрыл псалтырь: бузинный цветочек лежал такой свежий, точно его сейчас только вложили туда! Воспоминание дружески кивало старичкам, а те сидели в золотых коронах, освещённые пурпурным вечерним солнцем. Глаза их закрылись и, и… да тут и сказке конец!


*********
Мальчик лежал в постели и сам не знал, видел ли он всё это во сне, или только слушал сказку. Чайник стоял на столе, но из него не росла бузина, а старичок уже собирался уходить и скоро ушёл.

— Какая прелесть! — сказал мальчик. — Мама, я побывал в тёплых краях!

— Верю, верю! — сказала мать. — После двух таких чашек крепкого бузинного чая не мудрено побывать в тёплых краях! — И она хорошенько укутала его, чтобы он не простудился. — Ты-таки славно поспал, пока мы со старичком сидели да спорили о том, сказка это или быль!

— А где же Бузинная матушка? — спросил мальчик.

— В чайнике! — ответила мать. — И пусть себе там останется!

В этой, на первый взгляд, такой простой сказке—не—сказке сказано так много! Она начинается просто и обыденно: к захворавшему мальчику в гости приходит старичок (ну, кто бы не узнал в нем самого Ганса-Христиана:
"...Он был совсем одинок, не было у него ни жены, ни деток, а он так любил детей, умел рассказывать им такие чудесные сказки и истории...")

 


И начинается чудо: "из действительности вырастают чудеснейшие сказки".

В неразрывности сказочного и реального эта андерсеновская сказка напоминает матрешку в матрешке, где один сюжет прячется за другим, тому на смену идет третий, а затем все возвращается "на круги своя", — к двум старичкам, сидящим под вечно зеленеющим бузинным деревом, — они не помнят настоящего, но с точностью до деталей знают, что было с ними в детстве и юности, — к захворавшему маленькому мальчику, которому то ли снится, то ли нет, все, что обязательно случится с ним когда-то.. Как случалось бесчисленное количество раз с его предками — вечный круговорот Жизни, одухотворенный образом мудрой и вечно юной Бузинной матушки.

Сказка эта о том, что чудесна сама жизнь человека – с детства до старости; чудесны все времена года, чудо живет в ожидании пира, где на столе будет горячий картофель, в лошадке на палочке, в петухе, важно гуляющем по двору, в кусте бузины..

Сказка пронизана горячей любовью к простым людям, родному краю и его природе. Один из вставных сюжетов описывает полет мальчика и девочки над Данией. Подобно Нильсу, пролетавшему над Швецией на диких гусях, герой сказки смотрит на родину с высоты птичьего полета:

"Весна сменялась летом, лето — осенью и осень — зимою; тысячи картин отражались в глазах и запечатлевались в сердце мальчика..

— Разве это можно забыть!." 


**********

Текст сказки дан с небольшими купюрами.
Пер. с датского Анны Васильевны Ганзен (Васильевой) (1869—1942), 
переводчицы и литературного деятеля Серебряного века, чьи переводы Г.-Х. Андерсена (а также Г.Ибсена, К.Гамсуна, С.Киркегора, Ю. А.Стриндберга и мн. др.), стали классическими. Мы зачитываемся ими до сих пор.

Анна Васильева приехала в Петербург из городка Касимова-на-Оке, окончила здесь в 1887 году с серебряной медалью Литейную гимназию, владела тремя иностранными языками. После окончания гимназии откликнулась на объявление в газете о найме секретаря и помощницы в ведении хозяйства, которое опубликовал Петр Ганзен, литератор и переводчик, первым переведший на датский язык произведения Ивана Гончарова и Льва Толстого. Через год, в 1888 году, они поженились, и Анна, изучив скандинавские языки (датский, шведский и норвежский), стала деятельной помощницей и соавтором мужа. 
После Октябрьской революции 1917г. Петр Ганзен уехал на родину, а Анна осталась в Советской России.
Умерла в блокадном Ленинграде в своей квартире на Васильевском острове. Похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.



****************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Колесо года — ежегодный цикл праздников, принятый в Викке. Цикл представляет собой соединение народно-католических и дохристианских праздников кельтских и германских народов Европы, известных из средневековых письменных источников и этнографических записей Нового времени.

Состоит из восьми праздников, происходящих через более-менее равные интервалы. В основе этого цикла лежат наблюдаемые с Земли изменения пути Солнца по небесной сфере в течение года.

Колесо года


2. Йоль — у исторических германских народов: языческий праздник середины зимы, один из праздников Колеса года. 
Так, в 2019г. Йоль начинается с 22 декабря и завершается 2 января 2020г.

3. Белте́йн — кельтский праздник начала лета, традиционно отмечаемый 1 мая. 


4. Пан (др.-греч. Πάν) — древний бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы.


5. Дриада — лесная нимфа, дух дерева.

6. Круглая башня (Rundetårn) — обсерватория в составе комплекса университетских зданий, которая была построена по приказу короля Кристиана IV в середине XVII века.

7. Фредериксбергский дворец в пригороде Копенгагена, бывшая королевская резиденция, окружен великолепным парком.

Парк Фредериксберг (Frederiksberg Have) был создан в 1700 году, во время правления Фридриха IV. Окружавший королевский дворец сад был выполнен в стиле барокко и являлся одним из красивейших творений садово-парковой архитектуры. На рубеже XVIII-XIX веков сад был перепланирован и превращен в романтический английский пейзажный сад. В ходе этого переустройства был создан целый каскад живописных прудов, соединенных сетью извилистых каналов. Современный сад изобилует множеством извилистых дорожек и каналов и поражает воображение богатством и разнообразием растительности. 
8. 


9. Датский национальный флаг Даннеброг.

*********

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бузина. Википедия. Ссылка
2. Энциклопедия мифических существ. Бузинная матушка. Ссылка
3. Elder Mother. Wikipedia.engl. Ссылка

4. Schwarzer Holunder. Wikipedia.de. Ссылка
5. Holunder. Wikipedia.de. Ссылка
6. Бузина. ВикиЦитатник. Ссылка

7. "Бузинная матушка" (Андерсен; Ганзен). Ссылка
8. The Goddess Trees. The Elder. Ссылка
9. Ганзен, Анна Васильевна. Википедия. Ссылка
10.Фредериксбергский дворец и его великолепный сад. Ссылка




ЧИТАТЬ.

ЦИКЛ "ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД"

ЧАСТЬ 1. ЗОЛУШКА
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)

ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЧАСТЬ 19.НЕВЕСТА ВЕТРА
ЧАСТЬ 20.ЧЕЛОВЕК БЕЗ ТЕНИ
ЧАСТЬ 21.БУЗИННАЯ МАТУШКА
ЧАСТЬ 22.СНЕЖНАЯ ДЕВА
ЧАСТЬ 23.ТАКАЯ ПРАВДИВАЯ СКАЗКА... ГОФМАН. "КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВАНИЮ ЦИННОБЕР"

**********

2 комментария:

  1. Замечательная статья! Спасибо большое за блог!🙏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Мне приятно работать над этим материалом.
      Читайте на здоровье. Т.К.

      Удалить