ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА. ЛЕГЕНДА СЕВЕРНОГО МОРЯ



Der Untergang Rungholts


"О городе старинном есть преданье,
Который был волною поглощен, - 
На дне морском еще белеют зданья, 
Дворцы, и храмы, и ряды колонн..."

Роберт Эдуард Прутц (1816-1872)
Перевод Ольги Чюминой . 1904 (фрагм.)

*****

Издавна знакома каждому жителю севера Германии старинная легенда о городе Рунгхольте, в одночасье ушедшему в пучину морскую. Вот она....


"Давно это было. Когда-то, несколько столетий тому назад, процветал на побережье Северного моря славный город Рунгхольт. Был тот город богат и знаменит, и многие соседи завидовали его жителям. Не знали те ни в чем нужды, щеголяли в красивых одеждах, было у них всего в избытке, да и сверх того.

Улицы и переулки Рунгхольта были сплошь замощены, а постоялые дворы всегда были полны посетителей, чего нельзя было сказать о церкви.
И хотя нарядная и ухоженная колокольня храма Божьего гордо возвышалась до небес, храм оставался пустым даже в святое воскресенье. Лишь несколько человек приходили в него помолиться, а все оттого, что горожане Рунгхольта, ни в чем не нуждаясь, считали, что повода для молитвы у них нет: просить или благодарить Бога им не за что, обойдутся они и без милости Божьей. Да и само Северное море должно было считаться с богатым надменным городом и поворачивать вспять от городских стен все бури и ураганы, что приходили сюда с морских просторов.

Был в то время отправлен в общину Рунгхольта новый пастор, застенчивый молодой человек. Приход в Рунгхольте должен был стать его первым местом службы.

Рано утром подъехал он к городским воротам на подводе, запряженной волами, на которой добирался последний отрезок пути, и, радостно спрыгнув с нее, вошел в город. 

И тут молодой священник был немало удивлен картиной, открывшейся перед ним. Был как раз базарный день, и такого поразительного  изобилия товаров он никогда прежде не видел. Да и таких нарядно одетых людей, не спеша прогуливающихся между прилавками, тоже.

Между тем некоторые из проходящих мимо прохожих обратили внимание на молодого человека в церковной рясе и с усмешкой начали подталкивать друг друга в бок. Вот несколько молоденьких девушек в компании разряженных в пух и прах молодых людей, увидав молодого священника, захихикали. Какие-то дородные горожане скользнув по нему мимолетным взглядом, со скучающим видом тотчас же прошли мимо. Два нахальных субъекта, в шляпах с перьями, слегка покачиваясь, поприветствовали его «Боже благослови», а затем разразились хохотом, да так, что чуть не упали друг на друга.

Священнику стало скверно на душе, и он с опущенной головой быстро прошел к церкви, стоявшей на противоположной стороне рыночной площади. Она показалась ему единственным местом, светлой обителью, что защитит его от базарной толчеи и косых недружелюбных взглядов. Дверь открылась, и молодой пастор облегченно ступил с яркого солнечного света в сумрачную сень Божьего храма. Здесь, внутри, было прохладно и тихо, и он прошел к алтарю, где преклонил колена и с опущенной головой возблагодарил Господа Бога за данное ему убежище.

Спустя некоторое время послышалось тихое покашливание, и священник приподнял голову. Перед ним стояли три женщины – одна пожилая и две еще совсем девочки.
Они поклонились, приветствуя его. 

- Добро пожаловать, Ваше Преподобие! - произнесла самая старшая.  - Не дадите ли нам свое благословение? Мы долго пребывали без духовной поддержки.

Выяснилось, что эти три женщины прислуживали в церкви, убирались в ней, украшали ее в праздничные дни, и за это подвергались всеобщему осмеянию и насмешкам. Они рассказали священнику о безбожии, царившем в Рунгхольте, о том, как ждали его приезда с тех пор, как умер прежний настоятель, - по всей видимости, от слишком большой любви к шнапсу. 
Службы он в последнее время не проводил, ограничиваясь проповедями, которые читал перед своими благодарными слушателями в кабачке «Синий кит», пожалуй, не столько во славу Духа Святого, сколько во имя Духа вина.

Священник поблагодарил женщин за их преданность и крепкую веру, что закалила их в испытаниях. От предложенной трапезы он отказался, да и в свою комнату захотел пройти немного позднее. Оставшись один, он встал на колени и начал молиться о крепости своего духа, а также просить Господа о защите и поддержке в трудный час испытаний.

Тем временем стемнело. Слегка проголодавшись, молодой пастор поднялся, разминая затекшие ноги, и оглянулся в поисках прислужниц. Тут двери церкви распахнулись, и в нее вошли двое мужчин. Священник с удивлением признал в них двух бездельников, что нынче в полдень смеялись над ним. Но тем не менее, он спокойно спросил у них, чем может служить. 

- Речь идет об одном умирающем, поп.. ээ..Ваше Преподобие, - пробормотал первый.  – Вам надо срочно идти к нему, иначе будет поздно.

Его товарищ закивал головой, подозрительно покачиваясь из стороны в сторону. 

Да, да.. пойдемте с нами,- прогнусавил он, хватая без лишних церемоний священника за руку, в то время как другой вцепился ему в карман черной рясы. 

Ведь у Вас все есть, что нужно для таких случаев? - и не дожидаясь ответа, оба молодчика потащили обескураженного молодого человека за собой из церкви. 

Они пересекли рыночную площадь и углубились в переулок. Там светились желтые огни окон постоялого двора, и когда «эскорт» потащил его туда, священник начал утешать себя мыслью, что и в такого рода заведениях люди, наверняка, тоже заканчивают свои дни. И в последнем благословении отказать умирающему нельзя, где бы он ни находился.

Его притащили в переполненный людьми зал, а затем грубо потянули куда-то вверх по лестнице. Как в тумане он слышал со всех сторон издевательский хохот и хлопки в ладоши. Наконец, его втолкнули в какую-то комнату, там вдруг отпустили, и он смог оглянуться. Он стоял в небольшой темной и неприбранной каморке без окон, освещенной лишь слабым светом сальной свечи, стоящей в некотором отдалении от кровати. С нее доносился ужасный хрип, и было видно, как там кто-то шевелится.

Священник открыл свою сумку и вытащил оттуда все необходимое для совершения причастия, ведь кто-то же был при смерти и нуждался в помощи Божьей. На двух своих провожатых он не обращал больше никакого внимания, все его мысли были направлены исключительно на человека, полностью скрытого одеялом. Тот беспокойно ворочался и хрипло дышал. Умирающий, кажется, не мог говорить, и поэтому священник быстро приступил к обряду соборования и начал произносить нужные молитвы.

Закончив, он поднялся с колен, чтобы помазать страдальца елеем, и притронулся к подушкам, что горой лежали на постели. Все они сразу же обвалились. Внезапно фигура на ложе с диким клекотом и хрюканьем встала на дыбы. Священник с широко раскрытыми глазами отпрянул назад и увидел, как разом упали на пол все одеяла и с постели в сторону метнулась огромная свинья. Издавая неистовый визг, она устремилась к двери, спасаясь бегством.

Бледный как смерть, священник оглянулся и увидел, что за его спиной в комнате и в открытых дверях толпится дюжина зевак.

Абсолютно ошалевшая от толпы народа свинья разметала все сборище по сторонам и, пронзительно визжа, дала деру. Посреди бешеного рева, хохота, свиста и улюлюканья молодому священнослужителю, подгоняемому тычками в спину, удалось кое-как покинуть дом. Очутившись в темном переулке, он опустился на колени, сложил молитвенно руки и воззвал к ночному небу: «Господи, покарай их, тех, кто позорит Имя Твое и насмехается над Тобой».

Как только он произнес эти полные отчаяния слова, вокруг внезапно воцарилась тишина. Даже толпа горланящих хулиганов, что следовала за ним по пятам, вдруг умолкла. Воздух сделался тяжелым, как свинец, стало вдруг трудно дышать. В город с моря налетел пронизывающий шквалистый ветер, его порывы становились все сильнее и сильнее, распространяя повсюду соленый болотистый запах моря. Ветер разметал облака на небе, и небеса засверкали тусклым светом.

И вот молодой человек почувствовал, что снова кто-то прикоснулся к нему, но на этот раз осторожно и мягко. 
Это была пожилая женщина из церкви: 

- Быстрее, Ваше Преподобие, пойдемте, пока еще можно. 

С этими словами она потянула его за собой. Ее сопровождали две молоденькие девушки, каждая из которых несла корзинку и одеяла. Женщины привели пастора на берег и подтолкнули его к лодке. Все сели в нее, девушки взяли в руки весла и сильными гребками отчалили от берега.

Скоро киль лодки ткнулся в песчаную отмель маленького островка неподалеку от побережья.

Там, на этом крошечном клочке суши, и остались стоять эти четыре богобоязненных человека, смотря, как морские волны внезапно поднялись и, не встречая на своем пути никаких преград, хлынули в город. Они играли с домами, которые, как игрушечные, разлетались под их натиском, накрыли собой все улицы; все живое, что требует дыхания, удушили - и снова ушли в глубины моря.

И никто не избежал гнева Божьего, кроме тех четверых на маленьком островке неподалеку от побережья."









Древний город Рунгхольт  - это «Атлантида Северного моря». В одну ночь громадные морские волны смыли его в пучину морскую, погубив всех его жителей.

Средневековые хроники говорят, что Рунгхольт лежал на острове Штранд, входившем в состав Северо-Фризских островов недалеко от современного города Хайде, близ побережья Земли Шлезвиг-Гольштейн. Штранд не сохранился до нашего времени, от него осталось лишь три островка. Считается, что Рунгхольт находился близ Зюдфалля, одного из этих островков, оставшихся от затопленного Штранда. 


По мнению летописца XVII века Антона Хаймрайха, который первым упомянул в своей «Северофризской хронике» Рунгхольт, в ночь 16 января 1362 года здесь разразилась страшная буря, в одночасье уничтожившая город. Как пишет Хаймрайх, Господь покарал жителей Рунгхольта, как когда-то библейские города Содом и Гоморру, «потопом» за их гордыню и «греховное житие», ведь их образом жизни были пьянство и чревоугодие, а удовольствие они находили в самых непристойных выходках. На занимательные и красочные подробности Антон Хаймрайх не скупился:

«Однажды призвали жители Рунгхольта священника, чтобы причастить умирающего больного. Но, когда этот благочестивый муж вошёл к страждущему, он увидел на кровати здорового мужика, пьяного как свинья — так городские богохульники хотели поиздеваться над богобоязненным христианином. В негодовании он поспешил выйти вон, но его не хотели выпускать…»

Его рассказ превратился впоследствии в народную легенду, которую можно прочесть выше.

 

По меркам европейского раннего средневековья Рунгхольт был крупным городом. Так, в XIVв. в Гамбурге жило около 5.000 человек, в Киле - не более 2.000, а в Рунгхольте около 2.000 человек.

В налоговой отчетности Датского Королевства, (а в те времена город относился к Дании), он упомянут как значительный источник королевских доходов. Рунгхольт стоял на земле, представлявшей из себя в основном солёный торф, а соль, как известно, была в средневековье исключительно ценным товаром. К тому же город был приморским, и торговля по морю с ближними странами (в том числе и с Новгородским княжеством) тоже умножала богатство городской казны.

Так что же произошло в ту злосчастную январскую ночь здесь, на морском побережье? 16 января 1362 года на Северном море разразился небывалый по силе шторм*.  Он создал огромные нагонные волны высотой до четырех метров, которые перехлестнули через защитные дамбы города, и затопили его полностью. К тому же Рунгхольт находился в некоей впадине, сложенной из мягкого торфа. Стенки впадины моментально пропитались водой и «поплыли». Вода заполнила, таким образом, всю низину, да так, что исчезли даже шпили церкви. И город Рунгхольт канул в пучину морскую, оставив от себя лишь красивую легенду, да несколько строчек записей в старых хрониках.


***
"Морем проплыл я над Рунгхольтом ныне,
Лет уж шестьсот, как он сгинул в пучине.
Волны шальные вокруг нас бурлили, - 
Так же, когда они Рунгхольт залили.
С воем тряслись паровые машины,
И издевались над нами глубины: 
            - Бей, Пенный Ханс!" **

Детлев фон Лилиенкрон
Баллада "Trutz, blanke Hans". 1882
Перевод Т.Коливай
(Фрагм. Полный текст ↓)



Ахим Райхель (Achim Reichel). "Бей, Пенный Ханс!"
*****************************


ПРИМЕЧАНИЯ.

* Этот опустошительный шторм января 1362г. получил в истории название "Zweite Marcellusflut" - букв. "Второй потоп Св.Марцеллуса", поскольку случился 16 января, в день Marcelli Pontificis - т.е. Марцеллуса понтифика (римского папы, провозглашенного святым). Другое название - ураган Грёте-Мандренке.

** «Пенным Хансом» во Фрисландии издавна образно называли бушующее, штормящее Северное море.

Иллюстрации:
Немецкие Интернет-сайты,
Скрины аудиорассказа (нем.) о Рунгхольте (Youtube)


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ваттовое море. Халлиги у побережья Северной Фризии

Эти островки в Северной Фризии носят название "халлиги".
Халлиг - это не простой остров, т.е.часть суши, со всех сторон окруженная водой. Жители этих мест знают, что острова бывают разные, а некоторые островами бывают время от времени. 
Как назвать, например, участки суши, окруженные водой не постоянно, а только во время высоких приливов или ветровых нагонов морской воды? Островами называть их не совсем правильно. У побережья Германии такие "острова" встречаются в Ваттовом море - североморских прибрежных отмелях.

У побережья Шлезвиг-Гольштейна находится десять таких халлигов. Три - необитаемые. Население еще трех - от двух до десяти человек. На самом крупном - около ста жителей. 

Халлиг Хооге (Hallig Hooge) - второй по площади. Шесть квадратных километров, около десятка подворий. Обойти его по внешней дамбе можно за пару часов даже неспешным шагом. С восточной оконечности виден материк. 
Халлиг Хооге и другие соседние халлиги возникли во время ураганного шторма 1362 года, существенно изменившего прибрежные очертания Шлезвиг-Гольштейна и погубившего Рунгхольт. 

Южнее находится остров Пельворм (Pellworm), узнаваемый издалека по церковной колокольне. Где-то рядом с ним в пучине морской покоится то, что осталось от древнего Рунгхольта.

Ваттовое море у побережья Северной Фризии. Тюлени

С западной части любого из островков взору открываются бесконечные морские просторы Северного моря.

В отличие от "настоящих" морских островов  - Зюльта, Фёра, Амрума и др., - у халлигов нет твердой каменной основы. Вместо нее - отложения илистого грунта.

Последний разрушительный шторм, внесший заметные коррективы в прибрежный ландшафт, случился здесь в 1634 году. С тех пор географическая карта местности существенно не менялась. Люди давно привыкли к условиям жизни на халлигах, приспособились к ним. Свои дома и подворья они строят на искусственных холмах, остающихся сухими даже во время самых высоких приливов и наводнений.

Самым ярким событием посещения халлигов, безусловно, становятся пешие прогулки по дну Ваттового моря во время отливов. Совершать такие вылазки рекомендуется только в сопровождении проводников, знакомых с особенностями местности и сюрпризами, которые может преподнести погода, а также точно осведомленных о времени начала следующего прилива.

Вода в Северном море холодная, поднимается стремительно. Несмотря на кажущиеся небольшими расстояния, доплыть с полпути до спасительной суши, (если прилив застанет врасплох), вряд ли сможет даже профессиональный спортсмен в специальном защитном костюме. Здесь очень сильное течение. 

В Послесловии использованы материалы статьи "Халлиг - остров, не всегда окруженный водой". Ссылка. 

Ваттовое море. Халлиг Лангенес (Hallig Langeneß)

ПРИЛОЖЕНИЕ. 
БАЛЛАДА О РУНГХОЛЬТЕ ДЕТЛЕВА ФОН ЛИЛИЕНКРОНА  ("TRUTZ, BLANKE HANS“)

Детлев фон Лилиенкрон.
Рисунок Hans Olde. 1898

В 1882г. Детлев фон Лилиенкрон (Detlev von Liliencron) /1844-1909/, немецкий поэт, прозаик и драматург, уроженец севера Германии, после путешествия по Северному морю написал свою знаменитую балладу о Рунгхольте "Trutz, Blanke Hans“  (Бей, Пенный Ханс"). До недавнего времени ее учили в школе все дети Германии. Обойти ее в рассказе о Гибели Рунгхольта нельзя. 
Прочитаем ее и мы (перевод мой).



Морем проплыл я над Рунгхольтом ныне,
Лет уж шестьсот, как он сгинул в пучине.
Волны шальные вокруг нас бурлили, - 
Так же, когда они Рунгхольт залили.
С воем тряслись паровые машины,
И издевались над нами глубины: 
            - Бей, Пенный Ханс!

Северным морем, погибели морем
Взяты от суши, лежат на просторе,
Словно торчат из воды поплавки,
Бывшей единой земли островки. 
Нежит тюлень свое тело лениво,
Чайки над отмелью кружат сварливо: 
            - Бей, Пенный Ханс!

Средь океана забылось до срока
Чудище древнее в бездне глубокой.
Трется башкой о шотландские кряжи
И бьет хвостом о бразильские пляжи.
Зверь шесть часов море шумно вдыхает,
И шесть часов вновь его выдыхает.
            - Бей, Пенный Ханс!

Но раз в столетье, волну нагоняя,
Жабры его массы вод выпускают.
Дыхалом кракен с усильем вздохнет,
Вытолкнет воду и снова уснет.
Чудище много людей погубило,
Тучных земель, городов затопило
            - Бей, Пенный Ханс!..

Рунгхольт — зажиточный и именитый,
Рожью отборной амбары забиты.
Как в древнем Риме в счастливые годы,
Здесь каждый день кружит масса народа.
Мавры, сирийцы несут паланкины,
Золото всюду сверкает картинно. 
            - Бей, Пенный Ханс!

Рынки и улицы людом забиты:
Пьют, балаболят, дурят неприкрыто.
С дамбы смеются: «Эй, ты, водоем,
Пенная лужа! В тебя мы плюем».
Дурни трясут кулаками с плотины,
Кракен во сне тянет когти из тины.
            - Бей, Пенный Ханс!

Чаек качает волною отлива,
В мягких ботинках Бог ходит по миру.
В небе, дрейфуя, луна в полнолунье,
Тихо смеется людскому безумью.
Рифы норвежцев, бразильские дали - 
Море ровнее шлифованной стали
            - Бей, Пенный Ханс!

Всюду покой на земле и на море.
Вдруг жуткий рев, - словно зверя в загоне:
Чудище, вздрогнув, глубоко вздохнуло,
Глаз приоткрыло и снова заснуло.
Бурные чёрные пенные валы
Море взбесившимся стадом погнало.
           - Бей, Пенный Ханс!

Миг - и весь Рунгхольт волною накрыло,
Тысяч тысяч людей утопило.
Где прежде шум был и праздник гульливый,
Рыбы гуляет косяк молчаливый...

Морем проплыл я над Рунгхольтом ныне,
Лет уж шестьсот, как он сгинул в пучине.
           - Бей, Пенный Ханс!








Баллада Д.фон Лилиенкрона 
(Оригинал). Ссылка.




ЧИТАТЬ.

ЦИКЛ "ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД"

ЧАСТЬ 1. ЗОЛУШКА
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)

ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
Местонахождение Рунгхольта на современной карте


АВТОРСКИЙ ПЕРЕВОД. 
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

*****


Комментариев нет:

Отправить комментарий