Die Kölner Dom-Sage
— Ты задумал невозможное! Свой собор ты никогда не построишь. Спорим, что я быстрее проложу канал из Трира в Кёльн, чем ты закончишь свое строительство? Это будет отличный канал, по которому в добрый город Кёльн потечет чистейшая питьевая вода, и будет она не хуже благородного мозельского вина! Я даже думаю, что для города такой канал был бы значительно полезнее, чем еще одна церковь в придачу ко многим, уже имеющимся в городе.
— На что будем спорить? — спросил архитектор.
— Любой из нас сразу же прекратит работу, независимо от того, сколько удастся ему на тот момент сделать, если другой из нас свою работу уже завершит. Я сразу же прекращу свою, если ты раньше меня доделаешь шпили твоего собора, а ты — свою, когда увидишь, что вода из Трира по моему каналу пришла в Кёльн.
Архитектор собора согласился, они ударили по рукам, и каждый приступил к своей работе.
Все выше и выше росло здание собора, все ближе и ближе из Трира к Кёльну подступали опоры грандиозного канала – гордого инженерного сооружения, какое удавалось делать когда-то только древним римлянам.
Все выше и выше росло здание собора, все ближе и ближе из Трира к Кёльну подступали опоры грандиозного канала – гордого инженерного сооружения, какое удавалось делать когда-то только древним римлянам.
Мастер Герхард |
*** ** *** ** ***
Кёльнский собор так и не был завершен. Но и водопровод был разрушен неумолимой рукой времени. Один из обломков его получил в народе название "Чертов коготь". Празднуя победу, бросил торжествующий дьявол от избытка чувств гигантский камень в сторону собора. Тот попал прямехонько в крышу над хорами часовни Трех Волхвов. В ней осталась огромная дыра шириной в 3-4 фута. Этот камень и поныне можно видеть на мостовой у часовни, люди называют его "Чертовым камнем". На нем виднеется отпечаток, как от гигантской петушиной ноги. Это и есть след, выжженный когтем чёрта - "Чёртов коготь".
Источник. Людвиг Бехштейн. "Легенды Рейна". №41.1912
Перевод с нем. Тат.Коливай.
О сделке архитектора с дьяволом при строительстве собора существует множество легенд. Одна из них и рассказана здесь великим немецким сказочником из Майнингена Людвигом Бехштейном в его "Легендах Рейна".
Первый перевод легенды о строительстве Кёльнского собора из "Рейнских преданий" Бехштейна на русский язык был сделан еще в начале XX века русским писателем Василием Петровичем Авенариусом. Он включил ее в свой сборник "Лепестки и листья" 1905 года. Впрочем, Авенариус (как он делал при переводах очень часто), опираясь на оригинал Бехштейна, сделал свое собственное произведение, добавив в него множество бытовых деталей, подробностей и усилив сказочность повествования. Неизменной, однако, остается фабула: сделка архитектора с дьяволом и трагический финал как итог.
ЧИТАТЬ.
*** ** *** ** ***
А теперь от легенд обратимся к историческим фактам...
В 1164 г. архиепископ города Кёльна Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кёльн мощи Трех волхвов - трех библейских царей – Каспара, Мельхиора и Бальтазара, пришедших на поклон к младенцу Иисусу при его рождении.
После пышных торжеств в честь великой христианской святыни Кёльн превратился в место массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего городского собора, существовавшего в то время, новый. Он и должен был стать местом хранения ларца со священными мощами, а также быть достаточно просторным, чтобы разместить огромное количество верующих.
Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, который своему мастерству учился во Франции. Мастер взялся за работу, но вскоре погиб, сорвавшись со строительных лесов.
Кёльнская инфляционная банкнота (Notgeld der Stadt Köln) в 50 пфеннигов 1922г.
Слева, с чертежами в руке, архитектор. Справа – дьявол.
На одной из незавершенных башен вдали можно рассмотреть средневековый строительный кран (Domkran) /1/.
Он простоял там несколько столетий и для многих поколений жителей
Кельна сделался своеобразным символом города. Убрали его только в XIXв.
Слева, с чертежами в руке, архитектор. Справа – дьявол.
На одной из незавершенных башен вдали можно рассмотреть средневековый строительный кран (Domkran) /1/.
Он простоял там несколько столетий и для многих поколений жителей
Кельна сделался своеобразным символом города. Убрали его только в XIXв.
*** ** *** ** ***
Худ. Ян Ван Эйк. "Святая Варвара на фоне Кельнского собора". 1437 ********************************* |
В одной из легенд о Кёльнском соборе говорится, что строительство готического храма не могло быть завершено потому, что этому постоянно мешал призрак несчастного архитектора. Он внезапно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее упрямых. Утверждают, что привидение мастера Герхарда еще много лет после его смерти беспокойно блуждало по ночам вокруг г.церкви...
В 1844г., в то же время, когда Людвиг Бехштейн писал "Предания Рейна", куда вошла легенда о Кельнском соборе, другой великий знаменитый немецкий романтик, Генрих Гейне, сочинил свою "Германия. Зимняя сказка". Есть там и строфы, посвященные Кельнскому собору.
"...Но что я вижу? Во мраке ночном
Встает, озарён луною,
Какой-то дьявольски чёрный колосс —
То Кёльнский собор предо мною.
Бастилией духа он должен был стать
По мысли хитрого Рима:
«Зачахнет здесь немецкая мысль,
Тюрьмой гигантской теснима».
Но Лютер пришёл, и сказал своё
Великое «Стой!», — и скоро
Работу пришлось прекратить; с тех пор
Не стало больше собора.
Его незаконченность радует нас:
Нашли в ней себе оправданье
И памятник вечный — германская мощь,
И протестантизма призванье.
О жалкий, глупый соборный совет!
Рукой бессильной вы мните
Достроить старую крепость, за труд
Неконченный взяться хотите!
Безумье! Пускай колокольчик в церквах
Звенит себе, сколько угодно,
Пусть вам подаянье дает еретик
И даже еврей — бесплодно!
Пусть в пользу собора великий Франц Лист
Играет, и пусть любезно
Король-декламатор читает стихи
Пред публикой, — бесполезно!
Не будет достроен Кёльнский собор,
Хотя и доставлен глупцами
Из Швабии с этой целью большой
Корабль, гружённый камнями.
Не будет достроен, кричи не кричи.
Вороны и филины — птица,
Которой любо по старине
В пыли церковной ютиться.
И даже такая придёт пора,
Что, вместо его окончанья,
В конюшню предпочтут обратить
Громаду этого зданья /2/.
«Но если в конюшню его обратить,
То вот затрудненье какое:
Куда перенесть трёх царей, что там
В ковчеге лежат на покое?»
«Вот странный вопрос! В наше время нет
Нам нужды больше стесняться:
Не трудно трём восточным царям
В другую квартиру убраться..."
Генрих Гейне.
"Зимняя сказка" (фрагм.)
Heinrich Heine. 1844.
Deutschland. Ein Wintermärchen.
***
15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни собора был уложен последний камень, сооружение его, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено. И, таким образом, мрачное предсказание великого Гейне не сбылось. Возведение третьей по величине готической церкви в мире затянулось на долгие шесть с лишним веков. Кёльнский собор наконец-то был закончен и обзавелся двумя островерхими башнями. В течение последующих четырех лет он оставался самым высоким зданием в мире. *** ** *** ** *** |
Так случилось в истории, что строительство храма происходило в два этапа – с середины XIII по середину XV века и с 1842 по 1880гг.
Стоит упомянуть, что в 1794г. Кельн был оккупирован войсками революционной Франции. В годы французской оккупации в Кельнском соборе размещались складские помещения2, собор использовался в утилитарных целях, и даже после изгнания наполеоновских войск с немецкой земли он долгое время стоял закрытым.
Во время Второй мировой войны до 95% зданий Кёльна было разрушено бомбежками, и хотя Кёльнский собор удивительным образом остался единственным хорошо сохранившимся зданием в городе, он все-таки был поврежден /3/ и его пришлось восстанавливать опять, и с тех пор реставрационные работы продолжаются непрерывно. Поистине Кёльнский собор можно считать самым непревзойденным долгостроем на свете.
При соборе имеется своя реставрационная мастерская, и самый большой штат в ней – каменщики. Ежегодные затраты на содержание Кёльнского собора в надлежащем виде составляют приблизительно 10 млн. евро. Согласно одной из легенд, строительство собора не закончится никогда или закончится только с концом всех времен - Апокалипсисом.
*** ** *** ** ***
Глядится в зыбкий простор
Святыня великого Кельна,
Великий старый собор...
Генрих Гейне
пер. Вильгельма Левика
*** ** *** ** ***
ПРИМЕЧАНИЯ.
Theodor Creifelds. Фотоснимок строительного крана Кельнского собора 29.02.1868 перед его демонтажом *** ** *** ** *** |
1. Строительный кран здесь был установлен в XIV веке и находился на месте будущей южной башни Кельнского собора. Его высота составляла 25 метров. Хотя использовался он всего лишь 50 лет, но пять долгих столетий он являлся одним из основных символов средневекового города Кельн. Демонтирован кран был лишь в 1868 году.
2. Не о том ли, что в годы, когда Кельн был оккупирован французами, а в Кельнском соборе был устроен склад (см. об этом ниже по тексту) вспоминает здесь Гейне?
И надо сказать, что при этом Кельнскому собору еще повезло. Войска Наполеона, войдя в Москву, православных святынь не щадили. Так, в Архангельском соборе, усыпальнице русских царей, располагалась кухня для императора с винным погребом, а в Успенском соборе - конюшня.
(См. прекрасную статью знаменитого русского художника В.В. Верещагина «Наполеон I в России». Ссылка.)
3. Военные хроники свидетельствуют, что в собор попала 71 британская авиационная бомба. Так, в частности, пробив крышу, внутрь угодила 10-ти тонная бомба. И… не
взорвалась...
4. Параметры Кёльнского собора впечатляющие. К примеру, высота конька крыши составляет 61 м, а башен – 157 м. Длина здания почти 145 метров. А общая площадь всех окон этой готической церкви приближается к 10.000 кв.м. Собор вмещает 4.000 молящихся одновременно.
4. Параметры Кёльнского собора впечатляющие. К примеру, высота конька крыши составляет 61 м, а башен – 157 м. Длина здания почти 145 метров. А общая площадь всех окон этой готической церкви приближается к 10.000 кв.м. Собор вмещает 4.000 молящихся одновременно.
ЧИТАТЬ.
ЧАСТЬ 1. ЗОЛУШКА
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЦИКЛ "ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД"
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЧАСТЬ 14.МУРЗИЛКА, НЕЗНАЙКА, А ТАКЖЕ ИХ АВТОРЫ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ - ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ - ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
ЧАСТЬ 23.ТАКАЯ ПРАВДИВАЯ СКАЗКА... ГОФМАН. "КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВАНИЮ ЦИННОБЕР"
ЧАСТЬ 24.КРАСНАЯ ШАПОЧКА
ЧАСТЬ 24.КРАСНАЯ ШАПОЧКА
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ
АВТОРА И СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****
Таинственный утёс
ОтветитьУдалитьНиколина Вальд
Узнаём из сказов древних,
Сединой давно покрытых,
Скальдов саг полунапевных
И легенд полузабытых,
Из обычаев народов,
Что на Рейне раньше жили,
Узнаём о жизни готов,
И о войнах, и о мире.
Много сказок и преданий
Воды Рейна рассказали.
Из глубин забытых знаний
Всё как было передали.
Тайны с мифами роднятся
С тех времён до дней недавних.
Волны бешеные мчатся,
Разбиваются о камни.
Над поросшим лесом брегом,
Что века служил приютом,
Встал утёс под синим небом,
Добрым - добрый, злобным - лютый.
Если кто его окликнет,
Он, не медля, отвечает,
Отзовётся, эхом крикнет,
И - легенда оживает.
В глубине его пещера,
От свидетелей сокрыта.
Но жива в народе вера,
И легенда не забыта.
В той пещере по преданью
Нибелунги побывали.
Эльфы, как гласят сказанья,
Их богатства охраняли.
Ходят слухи, что из Кёльна
В неё гномы перебрались,
Появились здесь невольно,
Присмотрелись и остались.
Как-то летним утром рано
В те года поэт известный
Юный лирик фон Брентано
Сказ поведал интересный.
Видел, как ундина ночью
На утёсе горевала,
Своей песнею воочью
О себе всё рассказала.
Говорил, что эта дева
Из пещеры выплывает,
Под печальные напевы
Локон свой перебирает.
Рейн и скалы освещает
Сила глаз её лучистых,
Пена брызг огнём пылает
От кудрей её златистых.
Голос сладостной печалью
Завораживает властно,
Кто услышит, тот встречает
Свой финал судьбы ужасный.
Как под арфу ночью лунной
Запоёт она с тоскою,
Рыбаки в ночи безумной
Смерть находят под скалою.
Живописцев и поэтов
Манят тайны скал на Рейне.
Их воспел в своих куплетах
Сам романтик Генрих Гейне.
Хорошие стихи, но они ИМХО, скорее, подходят к статье "Лорелея — дева Рейна"
Удалитьhttps://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_17.html
или к статье "Легенды Рейна":
https://vbaden.blogspot.com/p/rheinsagen-1.html
С равной степенью допустимости.
Наверное, будет правильно поставить ссылку на источник:
https://stihi.ru/2010/11/13/7608
Мастер и чёрт
ОтветитьУдалитьНиколина Вальд
Жил в Кёльнской земле архитектор один,
Фон Герхард его величали.
Решил он, что Кёльну необходим
Собор, чтобы все процветали.
Храм лучший в Европе построить хотел,
Чтоб городу не было стыдно.
Но трудный свой замысел не одолел,
Конца и начала не видно.
Работал он днями, ночами не спал,
Срок, данный ему, на исходе...
А архиепископу он обещал
Готовый чертёж на восходе.
Уж вечер. Наш мастер понурый сидит,
Чертёж не выходит. Нежданно
Решил Сатана, что его соблазнит,
Чертёж предложив долгожданный.
Явился нечистый ночною порой:
«Услугу тебе предлагаю,
Решу я проблему в твой час роковой,
Но душу за это желаю».
Топорщится гребнем щетина его,
Колышутся ноздри от страсти,
Горячий азарт заполняет всего,
Срывается пламя из пасти.
Сидит как хозяин за круглым столом,
Хвостищем играя довольно:
«Я в этой задаче найду перелом,
Коль вступишь в союз добровольно.
Когда твою душу смогу получить,
То быстро с тобою поладим.
Как только петух нам зарю прокричит,
Мы дело решённое сладим.
Душа на рассвете со мной полетит
В глубины вселенского ада,
А кровь твоя наш договор закрепит,
Ну, большего мне и не надо!»
Стояла жена за дверьми в этот час
И слушала жуткие речи.
Спасение мужа, как было не раз,
Взвалила на хрупкие плечи.
В народе известна всем притча одна:
«Всех женская хитрость сильнее!»
И там, где не может пройти Сатана,
Там женщина выйти сумеет.
Как только восток повернул на рассвет
И путь затуманился млечный,
Взяла из комода с крестом амулет,
Чтоб рок обойти бессердечный.
Дверь скрипнула, женщина в месте глухом,
Христу помолившись сначала,
Всю силу собравши в груди петухом
Три раза в ночи прокричала.
Услышав сигнал волосатый взлетел
И тут же в их дом опустился:
«Принёс я чертёж, и теперь бы хотел,
Чтоб ты с Сатаной расплатился».
Проворно открыл Сатана договор,
Доволен нечистый и мастер,
Но криком внезапно наполнился двор...
Не ждал Сатана сей напасти!
Увидев обман, он шагнул за порог,
Взревев от обиды, конечно:
«Коль душу твою получить я не смог,
Сей храм будет строится вечно!
Но только учтите, я буду следить,
Когда завершите работу.
Не буду нисколько я вас торопить,
Но вычту в дальнейшем по счёту.
И как только камень последний на нём
В яичном белке затвердеет,
Тогда моя власть всемогущим огнём
Вовсю отыграться сумеет».
Собор этот строили шесть сотен лет
И тридцать ещё дополняли,
Потом ремонтировать взялись подклет*,
Затем реставрировать камень...
И так нескончаемо будет идти
Постройка великого храма...
А коль «Вавилон»** остаётся в пути,
То ждать Апокалипсис рано.
* Подклет - помещение храма, имеющее служебно-хозяйственное назначение.
** Вавилон(зд.) - Кёльнский собор за долгострой в народе называли
Вавилонской башней, которая строилась долго, однако так и осталась
недостроенной.
Отлично. Поставлю еще ссылку на источник текста: https://stihi.ru/2010/12/10/5505
Удалить