Источник молодости (русск.)
The Fountain of Youth (англ.)
Der Jungbrunnen (нем.)
Fontaine de jouvence (франц.)
Fuente de la juventud (исп.)
Fonte della
giovinezza (итал.)
Вечная юность... Этот недосягаемый маяк, испокон веков обманчивым светом своим манящий нас к себе. Старость и смерть – антиподы красоты и молодости. Насколько притягательны последние, настолько же противны человеческому разуму первые. Ничто не может уберечь человека от этих двух вечных спутников – ни косметика, ни медицина, ни хитроумные химические формулы, ни травы. Или все же есть средство? Пока живет на земле человек, его всегда будет волновать поиск ответа на этот вопрос.
С незапамятных времен, с глубокой древности /1/ передается от поколения к поколению предание о чудесном источнике молодости. О том, что на нашей Земле есть места, где из земли бьют родники хрустальной воды, которая каждому, - кому посчастливится выпить ее или искупаться в ней, - приносит исцеление от болезней и новую – если не вечную – молодость.
Эти предания существуют так давно и известны в различных уголках нашей планеты, столь удаленных друг от друга, что почти не остается сомнений в том, что чудо-источник, дарящий молодость – это не вымысел, не досужая байка, сочиненная в утешение нам, детям человеческим, что обречены медленно угасать, уступая место другим поколениям, нетерпеливо толкущимся за спиной. Нет, это знание, истина, но давно превратившаяся за огромную толщу столетий в красивую легенду, сказку, миф.
Первое известное упоминание предания об источнике молодости мы находим у Геродота (IV век до н.э.). В своем знаменитом трактате «История» древнегреческий историк воспроизводит разговор между королем Эфиопии и послами персидского короля Камбиза II:
Первое известное упоминание предания об источнике молодости мы находим у Геродота (IV век до н.э.). В своем знаменитом трактате «История» древнегреческий историк воспроизводит разговор между королем Эфиопии и послами персидского короля Камбиза II:
«Ихтиофаги /2/ в свою очередь спросили короля, какова продолжительность жизни его людей и чем они питаются. Им ответили, что в среднем они живут 120 лет, но есть и долгожители, живущие дольше. Они едят вареное мясо и не пьют ничего, кроме молока.
Когда ихтиофаги изумились такому долголетию, король привел их к источнику, в котором они омылись и увидели, что их плоть стала лоснящейся и глянцевитой, как если бы они искупались в масле. Бассейн благоухал ароматами, подобными аромату фиалок. Вода была такой пресной, что ничто не могло держаться на ней: ни дерево, ни какая-либо легкая субстанция – все тонуло и шло ко дну. Если сообщение об этом источнике истинно, то именно постоянное купание в его водах и являлось причиной такого долголетия местных жителей…»
Когда ихтиофаги изумились такому долголетию, король привел их к источнику, в котором они омылись и увидели, что их плоть стала лоснящейся и глянцевитой, как если бы они искупались в масле. Бассейн благоухал ароматами, подобными аромату фиалок. Вода была такой пресной, что ничто не могло держаться на ней: ни дерево, ни какая-либо легкая субстанция – все тонуло и шло ко дну. Если сообщение об этом источнике истинно, то именно постоянное купание в его водах и являлось причиной такого долголетия местных жителей…»
Геродот, Трактат «История». Книга III, XXIII
Следующее указание на источник, дарящий молодость и здоровье, можно найти в Евангелии от Иоанна. В нем говорится о купели Вифезда /3/ у Овечьих ворот северной стены Иерусалима как о месте исцеления Иисусом Христом расслабленного.
*******
Согласно Евангелию, вода из купели считалась чудодейственной,
«...и ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, а кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды /4/. Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл.
В свидетельствах паломников Вифезда впервые упоминается в 333 году. Тогда за исцелением сюда продолжали приходить толпы больных, слепых, параличных. Купель была обнаружена вновь в 1914 году во время проведения археологических раскопок. Она располагается глубоко под землей и выложена огромными каменными глыбами. Сейчас Вифезда засыпана, и на ее месте располагается автостоянка.
Сюжет об источнике, или фонтане, молодости был очень распространен на Востоке (персидская, сирийская литература), упоминания о нем есть и в Коране (суры 18,60–64). Согласно восточной традиции, проводником к источнику является Хизр (Хызр, Хидр)— полумифический герой иранского религиозного эпоса, носитель нравственного начала, который поддерживает и направляет людей на пути добродетели. Ему приписывалась вечная, никогда не преходящая юность.
По одной из распространённых легенд, Хизр пребывал при дворе праведника и великого царя Зуль-Карнайна и помог ему найти источник живой воды в Азербайджане близ горы Бешбармег.
В «Романе об Александре», или «Истории Александра Великого» (античных и средневековых биографиях Александра Македонского (356–323 до н.э.) рассказывается о путешествии Александра со своим попутчиком, в котором угадывается мусульманский святой Хизр, в поисках чудесного источника по «стране мрака».
Великий Низами Гянджеви /5/ - крупнейший поэт-романтик средневекового Востока, в последней строфе вступления к своей знаменитой поэме «Лейли и Меджнун» написал:
В свидетельствах паломников Вифезда впервые упоминается в 333 году. Тогда за исцелением сюда продолжали приходить толпы больных, слепых, параличных. Купель была обнаружена вновь в 1914 году во время проведения археологических раскопок. Она располагается глубоко под землей и выложена огромными каменными глыбами. Сейчас Вифезда засыпана, и на ее месте располагается автостоянка.
***
По одной из распространённых легенд, Хизр пребывал при дворе праведника и великого царя Зуль-Карнайна и помог ему найти источник живой воды в Азербайджане близ горы Бешбармег.
В «Романе об Александре», или «Истории Александра Великого» (античных и средневековых биографиях Александра Македонского (356–323 до н.э.) рассказывается о путешествии Александра со своим попутчиком, в котором угадывается мусульманский святой Хизр, в поисках чудесного источника по «стране мрака».
Великий Низами Гянджеви /5/ - крупнейший поэт-романтик средневекового Востока, в последней строфе вступления к своей знаменитой поэме «Лейли и Меджнун» написал:
Встань, Низами! Твой замысел возник.
Тебе укажет Хызр благой родник,
И увлажнит твой век неюный
Студеная вода - любовь Меджнуна.
***
И наконец, самая известная история поисков источника вечной молодости не столь давних времен связана с именем испанского конкистадора Хуана Понсе де Леона (Juan Ponce de León) (1460-1521).
Арабские версии и средневековые изложения «Истории Александра Великого» были очень популярны в Испании в период Реконкисты, и были прекрасно известны исследователям, отправлявшимся в Америку. Понсе де Леон был испанским дворянином, освобождавшим Гранаду от мавров, а затем отправившимся вместе с Христофором Колумбом в его второй экспедиции к берегам Америки.
В мифах индейцев острова Пуэрто-Рико, губернатором которого стал Понсе де Леон, говорилось о том, что каждому искупавшемуся в источнике живой воды или выпившему ее, будут возвращены прожитые годы жизни. Понсе де Леон слышал эти легенды и разговаривал с индейцами об источнике на острове Би-ми-ни, лежащем к северу от Пуэрто-Рико. В 1513г. он с экспедицией, снаряженной на собственные деньги, отправился на его поиски, однако, несмотря на все предпринятые усилия, найти такой источник ему так и не удалось. Вместо острова Бимини на Багамах отряд Понсе де Леона высадился во Флориде, ошибочно полагая себя у цели. Так была открыта Флорида, что означает «цветущая». И так завершились поиски фонтана молодости - ничего не найдя, испанцы вернулись на родину.
Зато сохранилась красивая легенда, в честь которой на Бимини назван национальный археологический парк, в котором имеется "фонтан молодости", из которого течет чистая, однако, совершенно обыкновенная вода.
...Эфиопия с ее невероятными вулканами, Азербайджан – земля огнепоклонников с факелами огня, бьющими из-под земли, Иерусалим – город мира, острова Бимини с таинственными остатками утраченных цивилизаций и Дорогой Атлантов – все это Места Силы на планете, и недаром издревле именно сюда вели указания пути к источнику вечной молодости.
Лукас Кранах старший.
"Источник молодости"
***********************
Многовековые мифические и народные предания и легенды об источнике молодости (фонтане вечной юности) были очень популярны в средневековой Европе и, в частности, в Германии, что нашло отражение в живописи и литературе."Источник молодости"
***********************
В далеком 1546 году знаменитый немецкий художник Средневековья Лукас Кранах старший /7/ написал свою картину "Источник молодости", а десятью годами позже не менее знаменитый немецкий поэт Ганс Сакс /6/ сочинил одноименное стихотворение. И живописная картина, и стихотворение как будто дополняют друг друга, что позволяет с высокой долей вероятности предположить, что Ганс Сакс писал свой "Источник молодости" именно к картине Кранаха.
Сделаем его перевод, подрифмовав строфы:
"ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ"
Когда шестьдесят с лишним лет мне пробило
И возраст давить стал, не те стали силы,
Со вздохами, жалуясь, все вспоминал я
О добрых деньках моей юности славной.
Растратил их я так легко, без усилий,
Что кости мои еще больше заныли.
В постели ворочался я с боку на бок,
Напрасно гадая, что сделать мне надо.
Поможет мне что здесь: лекарства иль мази,
Трава колдуна иль целебные грязи?
Тут сон мне приснился чудесный и яркий,
Доныне не знаю, был сон или явь он..
Мне снилось, что в вихре я вдруг закружился
И с чудо-источником рядом свалился.
Из мрамора был там бассейн у истока,
И била в бассейн тот струя водостока.
Вода эта чудную силу имела:
На час окуни в нее дряхлое тело -
Пусть старцем глубоким свой век доживаешь,
Ты вновь молодым водоем покидаешь.
Толпился народ без числа у бювета
Со всех территорий, со всех сторон света,
Князья всех земель, батраки и солдаты,
Ремесленный люд, графы, рыцари в латах,
Монахи, крестьяне, попы, горожане
Хрипели, молились, крестились, стонали,
Кряхтели и кашляли, тяжко вздыхали,
Кряхтели и кашляли, тяжко вздыхали,
Иззябшие члены свои растирали.
Кто сам тихо плелся, кто ехал верхами,
Кого заносили в тележках, на санях,
Кого-то на спинах несли их родные,
Кого-то на тачках садовых катили.
Беззубых, морщинистых, лысых, убогих,
Глухих и незрячих, калек хромоногих,
Почти идиотов, неловких и тряских,
Сварливых, брюзгливых, кривых и в маразме.
И вся эта масса людей направлялась
К чудесной воде, где по часу плескалась.
(Двенадцать служителей банных при входе
В купель заводила больничный народец).
(Двенадцать служителей банных при входе
В купель заводила больничный народец).
И вот через час с ними метаморфоза:
Легки на подъем, словно горные козы.
Сильны и здоровы, свежи и красивы,
И снова, как в юности, малость спесивы.
Быстра их походка и прямы их спины,
Как будто всего год двадцатый им минул.
Во сне том диковинном все размышлял я:
Давно шестьдесят мне, и вот, уже стар я.
Лицо все в морщинах и слабые ноги,
И слышу я плохо, и зубы немноги.
Ах, если бы мне старика кожу сбросить,
Как люди одежду меняют и носят...
И с думою этой в купель я спустился,
Чтоб груз старых лет с плеч моих обвалился.
Но.. только в прохладной воде очутился,
Как сразу же вдруг ото сна пробудился.
Я долго потом усмехался угрюмо
И все повторял: свою старую шкуру
До смерти придется таскать мне понуро,
Поскольку на свете не сыщешь лекарства,
Чтоб вновь сделать юным меня, Ганса Сакса.
Hans Sachs. Der Jungbrunn.
(5. 11.1557.)
Перевод с нем. Татьяны Коливай
Источник молодости есть и в сказочной Шлараффии - волшебной стране немецких сказок, где текут молочные реки с кисельными берегами, в сказочном мире, в котором не надо ничего и делать, - все уже есть.
Вот как говорится там о нем:
"И в Шлараффии люди становятся старыми и уродливыми. Но здесь есть одно чудодейственное средство от старости – источник молодости! И старики на три дня уходят к молодильному источнику - и снова становятся молодыми и прекрасными, как восемнадцатилетние юноши и девушки. И какая же царит радость, когда после купаний в источнике муж несет жену на руках!..."
Людвиг Бехштейн. "Страна Шлараффия". 1856.
********************
Это, конечно же, в первую очередь,
сказка Пауля Хейзе, которая так и называется - "Источник молодости" (1898г.):
"Жили когда-то на свете муж с женой, Йоргель и Ханна.
Были они уже стариками, сорок лет прожили друг с другом в любви и верности и, насколько позволяло им несовершенство всего земного, имели все основания быть довольными своей судьбой. Но с годами пришли к ним болезни и тяготы преклонного возраста, и сохранять хорошее расположение духа становилось все труднее. Особенно тяжело приходилось старику, у которого к тому же начало ухудшаться зрение. Поэтому служить лесником больше он не мог, ведь уже не отличал, как прежде, со ста шагов косулю от кабана...."
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ..
"Жили когда-то на свете муж с женой, Йоргель и Ханна.
Были они уже стариками, сорок лет прожили друг с другом в любви и верности и, насколько позволяло им несовершенство всего земного, имели все основания быть довольными своей судьбой. Но с годами пришли к ним болезни и тяготы преклонного возраста, и сохранять хорошее расположение духа становилось все труднее. Особенно тяжело приходилось старику, у которого к тому же начало ухудшаться зрение. Поэтому служить лесником больше он не мог, ведь уже не отличал, как прежде, со ста шагов косулю от кабана...."
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ..
Рихарда Фолькманна-Леандера "Мельница старух" (1871г.):
"Близ Апольды, в Тюрингии, стоит мельница, которую все называют Мельницей Старух. Она очень похожа на большую кофемолку. Только крутят ее не сверху, а снизу. Там у нее есть пара больших рычагов, вот за них-то и берутся два мельника и вращают ее по кругу. Сверху в мельницу заводят старушек, морщинистых и горбатых, с выпавшими волосами и беззубых, а снизу бабки выбегают юными красавицами, нарядными и краснощекими, как яблочко наливное. Одного поворота мельницы для этого вполне достаточно: хрусть-трах - да так, что мороз по коже продирает…
"Мельница Старух" - это вариация Источника молодости. И саму сказку, и подробно об этом родственном фольклорном мотиве можно прочитать на страницах блога.
*******
Тема обновления, возвращения к молодости, здоровью, весне была и остается очень любимой в европейском искусстве. Гимном юности, красоте является фонтанная скульптурная композиция бельгийского скульптора, художника и графика барона Жоржа Минне (1866-1941) "Коленопреклоненные" ("Коленопреклоненные мальчики у фонтана молодости"), 1898г. Она находится в музее Остхауса (Osthaus Museum) - художественном музее в немецком городе Хагене, основанном меценатом Карлом Эрнстом Остхаусом.
*********
В центре Бад Гарцбурга, курорта на границе с Гарцем, еще с древности знаменитого своими источниками с целебной соленой водой, в 2003 году скульптором по металлу Йохеном Мюллером (Jochen Müller) был сооружен фонтан "Источник молодости".
****************
Я шестьдесят два долгих года прожил,
Счет потеряв надеждам и сомнениям.
Наверно, поздно сожалеть, но все же
Вся жизнь моя достойна сожаленья..
Счет потеряв надеждам и сомнениям.
Наверно, поздно сожалеть, но все же
Вся жизнь моя достойна сожаленья..
Из китайской поэзии. X в.
Тот, кто борется с угасанием, восстает против эволюции и, собственно говоря, борется против зарождения новой и новой жизни, которая постоянно пробивает себе дорогу и властно требует для себя пространства....
"Старье обрушится, проходят времена,
- И снова жизнь цветет через руины.."
- И снова жизнь цветет через руины.."
Ф.Шиллер.
/"Das Alte stürzt, es ändert sich die Zeit,
Und neues Leben blüht aus den Ruinen.."
Friedrich von Schiller./
/"Das Alte stürzt, es ändert sich die Zeit,
Und neues Leben blüht aus den Ruinen.."
Friedrich von Schiller./
Нашу жизнь с молодостью и красотой объединяет одно: она так же мимолетна, как и они: вот она здесь и сейчас – цветет и царит. Кажется, что будет так вечно. И вот – ее уже нет. Как взмах крыльев бабочки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Первые изустные упоминания об источнике молодости относятся к V веку до н.э.
2. Ихтиофаги - "питающиеся рыбой"
3. Вифезда - арамейск.«Место благодати, исцеления».
4. В купели вследствие неизвестных причин происходило «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три-четыре в неделю, с выбросом воды ржавого цвета.
5. Низами Гянджеви (ок.1141-1209) - букв. "Низами из Гянджи" — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе.
6. Ганс Сакс (Ганс Закс; нем. Hans Sachs; 5 ноября 1494, Нюрнберг — 19 января 1576, Нюрнберг) — немецкий поэт, мейстерзингер и драматург.
7. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, объединивший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Эта картина Лукаса Кранаха ст. вдохновила американского художника и дизайнера Joe Boruchow на создание неповторимого дизайна пианино по заказу университета в Филадельфии для проекта Heart & Soul.
*****
Широко известны фрески "Источник молодости" в итальянском замке делла Манта в Кунео. Они были созданы веком раньше Кранаховской картины. Авторство их не совсем ясно. Много лет автором считался туринский мастер Джаккерио, сейчас указывают просто: "Мастер замка делла Манта".. *****
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. The Fountain of Youth. Wikipedia (engl.). Ссылка.
2. Der Jungbrunnen. Wikipedia (deut.). Ссылка.
3. Многоразовое тело. Фонтан юности. Статья в ЖЖ-блоге. Ссылка.
4. Ганс Сакс. Стих-ие "Источник молодости" (Hans Sachs. Gedicht Der Jungbrunn). Ссылка.
5. Alexanderroman. Ссылка.
6. Понсе де Леон, Хуан. Википедия. Ссылка.
7. Бимини. Википедия. Ссылка.
8. Источник молодости. 3D-инсталляция. Ссылка.
9. In Search Of The Mysterious Fountain Of Youth. Ссылка.
10.Die Suche nach dem Jungbrunnen endete tödlich. Ссылка.
11.Joe Boruchow. Fountain Of Youth. Ссылка.
Источник молодости.
3D-инсталляция
*******************
3D-инсталляция
*******************
ПАУЛЬ ХЕЙЗЕ. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
Р.ФОЛЬКМАНН-ЛЕАНДЕР. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ
"СТРАНА ШЛАРАФФИЯ" в илл. Оскара Херфурта
ЦИКЛ "ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД"
ЧАСТЬ 1. ЗОЛУШКА
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЧАСТЬ 2. ГАМЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
ЧАСТЬ 3. ЛОРЕЛЕЯ
ЧАСТЬ 4. ВЕРНЫЕ ВАЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
ЧАСТЬ 5. ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. СТИНФОЛЬСКАЯ ПЕЩЕРА
ЧАСТЬ 6. ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК
ЧАСТЬ 7. МЕЛЬНИЦА СТАРУХ (Р.Фолькманн-Леандер)
ЧАСТЬ 8. СЕМЕРО ШВАБОВ (Людвиг Бехштейн)
ЧАСТЬ 9. ИСТОЧНИК МОЛОДОСТИ
ЧАСТЬ 10.КЛАБАУТЕРМАН
ЧАСТЬ 11.ГИБЕЛЬ РУНГХОЛЬТА
ЧАСТЬ 12.ГОРА БРОККЕН И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ
ЧАСТЬ 13.ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ. КАРЛИК НОС
ЧАСТЬ 14.МУРЗИЛКА, НЕЗНАЙКА, А ТАКЖЕ ИХ АВТОРЫ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ - ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
ЧАСТЬ 15.ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ
ЧАСТЬ 16.КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
ЧАСТЬ 17.РЮБЕЦАЛЬ - ХОЗЯИН ИСПОЛИНОВЫХ ГОР
ЧАСТЬ 18.ГОРНЫЙ МОНАХ
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ
АВТОРА И СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****
Комментариев нет:
Отправить комментарий