ЛЕГЕНДЫ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ


Обложки  1 и 2 тт. "Книги легенд Прусского государства"
с рисунками Людвига Рихтера "Деревенская жизнь" и "Первый снег"
*******************************************************

Пруссия... 

Нет сегодня на карте мира страны с таким названием.
Но земли юго-восточного побережья Балтийского моря сохранили память о былом. Древние легенды и сказки до сих пор рассказывают нам о давно прошедших временах, о простых людях и героях, о святых и рыцарях, живших в этих краях.

Несколько преданий и легенд, собранных и изданных немецкими писателями Иоганном Георгом Грессе ("Книга легенд Прусского государства", 1868-1871гг.), Людвигом Бехштейном ("Немецкая книга легенд", 1853г.), Генрихом Тобалем ("Легенды и шванки Восточной Пруссии, 1892г.) - на этих страницах.

СОДЕРЖАНИЕ


АРНОЛЬД ФЕДЕРМАНН. "СТАРЫЙ КЁНИГСБЕРГ" /стих./
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРУССОВ И ИХ ИМЯ
СКАЗАНИЕ О СВЯТОМ АДАЛЬБЕРТЕ
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ РОМОВЫ
ФОГТ ЗАМКА ТИЛЬЗИТ
БЕЛАЯ ДЕВА ЗАМКА БАЙЕРБУРГ
ЗАМОК КРОЙЦБУРГ И ЕГО ЛЕГЕНДЫ
РЫЦАРИ И МОНАХИНИ КРОЙЦБУРГА
ДВЕ ЛИПЫ БЛИЗ ДЕРЕВНИ ЯУНИНЕН
ЖЕРТВЕННЫЙ КАМЕНЬ ГОРЫ РОМБИНУС
ЛЕТАЮЩИЕ МЕРТВЕЦЫ
КОНЬ-ЖЕЛАНИЕ
ГИГАНТСКИЕ КОЛБАСЫ И БУЛКИ КЕНИГСБЕРГА
КОЛОННА ЧЕТЫРЕХ БРАТЬЕВ
ЯНТАРНОЕ ПРАВО
ГАЛЬТГАРБЕН
СКАЗКА ОБ ЯНТАРЕ И ЛЬНЕ
"КОШАЧЬЯ УЛОЧКА" В КЕНИГСБЕРГЕ
"ЧЕРТОВ КАМЕНЬ" БЛИЗ ВЕЛАУ
"ПОСЛЕДНИЙ ГРОШ" /из городской хроники г.Велау/
"КАМЕНЬ ЛЖИ" БЛИЗ НОЙКУРЕНА
ФРИЦ МАЛЛИЕН. СМОГУ ЛИ ПУТЬ В КРАЙ ОТЧИЙ...
(Воспоминание о Восточной Пруссии) /стих./



АРНОЛЬД ФЕДЕРМАНН
"СТАРЫЙ КЁНИГСБЕРГ". 1895

Arnold Federmann
"Alt-Königsberg". 1895


"Меж старых фронтонов таится луна,
Как издавна любит делать она.
Переулки темны —
Как будто мертвы.
Тишина...."
ДАЛЬШЕ
*** ** *** ** ***

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРУССОВ И ИХ ИМЯ

Когда бо́льшая часть готов покинула территорию сегодняшней Пруссии, сюда пришли пруссы. 
Когда-то они жили в Рифейских горах, что простираются далеко на полночь...ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***
СКАЗАНИЕ О СВЯТОМ АДАЛЬБЕРТЕ
Памятник Св.Адальберту на Вацлавской площади Праги
Одним из основных преданий Восточной Пруссии является предание о мученической кончине Адальберта Пражского. Это католический святой, особо почитаемый в Богемии, Польше и Венгрии, где известен также под своим первым именем Войтех. Он погиб в 997 году во время своего путешествия в Земландию, где пытался проповедовать христианство среди языческих племен пруссов. Две легенды о нем - на этих страницах.
*** ** *** ** ***

СВЯЩЕННЫЙ ДУБ РОМОВЫ

В Пруссии, там, где стоял когда-то монастырь Святой Троицы, было основано в незапамятные времена поселение Рикойто, или Ромова. Название его произошло по одной из версий после того, как пруссы вернулись из удачного военного похода на Рим (Rom) и в память об этом событии основали это городище, которому дали имя италийской столицы - Ром.

В Ромове стоял дуб в шесть локтей шириной, крона его была так широка и так густа, что не пропускала ни дождя, ни снега, ведь листья не опадали и оставались зелеными даже зимой.

У ствола дуба, под ветвями, было сделано три ниши, в которых можно было видеть соразмерные изображения трех высших богов древних пруссов. Таким образом, само дерево защищало их от непогоды, ветра, дождя и снега. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.


*** ** *** ** ***

ФОГТ ЗАМКА ТИЛЬЗИТ
Тильзит. Гравюра на меди. 1684
*******************
Der Schloßvogt
Ludwig Bechstein,1853
Deutsches Sagenbuch 

"На замковой горе, что возвышается над Тильзитом на берегу реки Мемель, пасли как-то раз мальчики-пастухи из соседней деревни Альтпройсен свою скотину. 

И вот на самой вершине горы остановились они в задумчивости у расщелины, ведущей куда-то глубоко вниз, под землю, припоминая все, что слышали когда-то про этот таинственный провал. Давным-давно, в стародавние времена, стоял здесь замок, полный неисчерпаемых сокровищ. Еще и поныне среди густой травы можно разглядеть двойные валы замка и глубокий ров, когда-то окружавший его. И вдруг за одну ночь замок этот внезапно ушел под землю. А на поверхности осталось от него только отверстие. И это не что иное, как  кухонный дымоход, идущий из глубины земли к вершине горы. Иногда здесь, на вершине, можно увидеть и фогта замка — серого старичка с белоснежными волосами...." ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***
БЕЛАЯ ДЕВА ЗАМКА БАЙЕРБУРГ
Замок Байербург. Современный вид, Литва
Когда герцог Генрих Баварский в 1337 году во главе своего войска пришел на помощь Ордену Крестоносцев, он построил на реке Мемель, напротив замка Ордена, оборонительный замок. Он был большой и надежный и получил имя Байербург - "Замок баварцев". Крепость должна была защищать все окрестные земли от нашествий язычников-литовцев. Вокруг нее должен был возникнуть большой город с резиденцией Архиепископа.

Основание крепости Байербург 
Генрихом Баварским
***********************
Но так не случилось.
Магистр ордена посадил в Байербурге своего комтура - главу округа Ордена, - а также сорок рыцарей, которые были призваны защищать крепость, ведя благочестивый образ жизни. Однако рыцари благочестием не отличались. Они проводили свои дни в пирушках, чревоугодничестве и кутежах, распутничая и ни в чем себе не отказывая. Однажды им удалось захватить в плен благородную девушку-христианку, которую они начали всячески склонять к удовлетворению их прихотей. Но та сопротивлялась изо всех сил и в минуту отчаяния призвала на помощь Господа, умоляя его помочь ей и положить конец беззаконию рыцарей и ее мучениям. И вот вдруг земля расступилась и поглотила и крепость, и рыцарей, и саму девушку. Но девушка была невинна и чиста, и было позволено ей стать духом-защитником этого места и время от времени показываться людям.

Она предостерегает людей ото зла и творит добрые дела. Там, где стояла когда-то крепость, находится сейчас глубокий провал с крутым обрывом. В этот провал когда-то давно упал ребенок, и хотя его родители безутешно плакали о нем на краю обрыва, никто не отважился спуститься вниз и спасти мальчика. И вот из обрыва поднялась Дева в белом, и на своих руках она держала невредимого ребенка. Она молча протянула его родителям и исчезла. Так помогла она очень многим. И сокровища ушедшего под землю замка оберегает тоже она. С радостью раздала бы она их людям, но вместе с ней в подземной бездне обитает черный дьявол, имеющий над нею власть, и он всячески мешает ей сделать это. Когда-нибудь Белая Дева одержит над ним верх, и все несметные подземные богатства вернутся обратно на землю.



*** ** *** ** ***

БЕЛАЯ ДЕВА ЗАМКА КРОЙЦБУРГ 


Над Кройцбургом на горе высился когда-то замок. Теперь от него остались только развалины, и в народе поговаривали, что лучше в те места не ходить – странные вещи творились там порой. Время от времени видели там девушку в белом, бродит она то там, то тут и надеется на освобождение своей души. А под развалинами замка похоронено много бесценных кладов. Дама в белом появлялась перед детьми бедняков, которые во время игр случайно попадали в полуобвалившиеся подвалы замка, и насыпала им золотых монет в шапочки. Радостно возвращались дети с такими подарками домой, и их родители были счастливы. Другие семьи завидовали счастливцам и в поисках золота проползали на четвереньках все подземелья, но попадались им только жабы и змеи, но никак не девушка в белом, делающая щедрые подарки.

Однажды вечером сапожники отмечали свой цеховой праздник и основательно напились. И два подмастерья вдруг решили, что было бы очень замечательно, если бы им удалось разыскать Белую Деву на замковой горе. Ведь храбрости им было не занимать! ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ. 

*** ** *** ** ***

РЫЦАРИ И МОНАХИНИ КРОЙЦБУРГА

В Кройцбурге на старой рыночной площади когда-то стояла старая ратуша. И в ночь каждого новолуния можно было наблюдать там странное видение. С вершины замковой горы спускалась вереница, состоящая из четырех открытых древних-предревних возков, в каждую из которых была запряжено по четыре лошади, причем в первых двух – белые, а в третьей и четвертой – вороные. Белые ступали спокойно, а вороные рвали упряжь, вставали на дыбы, и из ноздрей у них вылетали огненные искры. В первых двух возках сидело по шесть монахинь в белых одеяниях, в широких орденских накидках, с четками, - но без голов. В двух других повозках сидели двенадцать грозных рыцарей, одетых в броню, и каждый держал в руках свою голову в шлеме. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


*** ** *** ** ***

ДВЕ ЛИПЫ БЛИЗ ДЕРЕВНИ ЯУНИНЕН

Die beiden Linden zu Jauninen

Возле деревни Яунинен, в полумиле юго-западней Рагнита, расположена крутая гора. С трех сторон омывает ее речушка Титцельн. На заросших густым кустарником склонах этой горы и доныне можно увидеть две древние липы.

Были когда-то эти липы двумя влюбленными, и легенда рассказывает об этом так.

Стоял когда-то на этой горе великолепный замок, и жил в нём один могущественный языческий князь, у которого была одна единственная дочь по имени Яунина. Её женихом был прусский рыцарь, который, когда сюда пришли христиане, чтобы огнём и мечом обратить жителей этого края в свою веру, поспешил взяться за оружие и сражаться за свою невесту. Однако всей его отваги и храбрости было недостаточно, чтобы предотвратить падение замка. Поэтому скрылись жители замка в глубоких горных ущельях, а рыцарь объявил, что хочет он, мол, принять христианскую веру, чтобы спасти жизнь своей невесты и её отца.

И направился он к христианам, но отсутствие его длилось дольше, чем ожидалось, и случилось так, что однажды Яунина покинула свое укрытие, чтобы своего любимого высмотреть, да тут внезапно повстречалась с одним из христианских рыцарей.

Она побежала вверх по горе, и её преследователь уже почти догнал девушку, но тут богиня счастья Лайма превратила её в липу, так что дерзкие руки наглеца коснулись лишь безжизненного ствола дерева. В ту же минуту вернулся назад жених девушки, но спасать её было уже поздно, но не поздно было отомстить за нее.

Однако в одиночку он не мог противостоять ударам изворотливого противника, и тогда Лайма ещё раз вернулась из облаков и тоже превратила его в липу.


Источник:

Johann Georg Theodor Grässe. 
Sagenbuch des Preußischen Staates 
1–2, Band 2, Glogau 1868/71, S. 644-645.

Примечание
При переводе этой легенды был использован материал с сайта "Мой Неман" (перевод Григория Лермана).

Вот что переводчик пишет об этом предании:

"...Мною было проведены изыскания по поводу этой легенды и вот что удалось установить:

Cправка Калининградского обл. архива
(получена благодаря помощи Бахтина А.П.)

Деревня Яунинен /Jauninen или Йонинен /Jonienen 16.07.1938 года была переименована в Тильзенау /Tilsenau. В послевоенное время называлась пос. Отважное Неманского района Ракитинского сельсовета, в 1976 г. поселок был присоединён к населённому пункту Гудково.

Река Титцельн /Titzeln, о которой идёт речь в легенде, это – Тильзе /Tilse. Сегодня это, пересекающая Неманский район, река Тыльжа.

И, наконец, здесь неподалёку в 4,75 км на юго-запад от Рагнитского Замка находится гора Тильсцеле /Tilscele Berg высота её с обрывом в сторону реки 26,9 м, абсолютная высота 29,9 м.

Кроме этого в июне 2002 года я выезжал в Неманский район с целью обнаружения искомых лип. В существование, коих вообще верилось, конечно, слабо.

Двигаясь пешком по Жилинской дороге в южном от Немана направлении, найти мост через Тыльжу не составило особого труда, речка, правда, оказалась несколько меньше, чем я ожидал. Здесь один из местных жителей указал мне, где находится Отважное, я был рад тому, что оно после многочисленных укрупнений и присоединений как населённый пункт ещё существует. Слева вверх по течению реки туда идёт дорога, однако я отправился по противоположному берегу напрямик, вдоль поля.

Придя в Отважное, я был рад обнаружить сохранившиеся в посёлке два-три дома и многочисленные липы естественным образом росли у стоявших тут когда-то домов и хозяйственных построек. Однако чутьё подсказывало, что всё это были не те липы, что я искал, вероятно, их уже и нет, а может их, и вовсе не было, ведь сказкам верить нельзя. И тут, наконец, местные собаки так разлаялись на меня, что из одного из домиков вышла полюбопытствовать на меня местная бабушка, и я сразу же накинулся на неё с вопросом «Где у вас тут две липы»? И она меня сразу же поняла и повела показывать. По дороге она только сказала, что одна липа в том году грозой сломана.

И вот возвышаясь над зарослями, стоят влюблённые липы. Они росли близко одно от другого и касались друг друга своими ветвями. После сильной грозы бушевавшей тут как-то одна из «влюблённых» лип не выдержала и сломалась, хотя живучее дерево ещё зелено. Осталось возвышаться лишь одно из них, неизвестно только, жених это или невеста.

Думается, что место, где стояли липы, когда-то было маленькой деревенской площадью Яунинена (Тильзенау) и жители её за этими липами ухаживали и может даже новые «влюблённые» деревья подсаживали, когда старые умирали. И эта была хорошая народная традиция. Так я подумал от того, что деревья эти в Отважном хоть и старые и высокие, но 700 лет им всё таки никак не дать. С этими чудесными липами, наверное, было связано, ещё много хороших традиций. Все влюблённые старались приходить к липам и женихи с невестами в день свадьбы со всей округи наверняка приезжали к ним, а жители деревни любили летом просто посидеть в тени под липами – отдохнуть от забот и поговорить о хлебе насущном.

Да и в наши дни можно, было бы придерживаться таких же добрых традиций – «влюблённые» липы сохранить и свои молодые высадить".

Лерман Григорий

*** ** *** ** ***

ЖЕРТВЕННЫЙ КАМЕНЬ НА ГОРЕ РОМБИНУС

У города Рагнит, нынешнего Немана, на противоположном берегу реки Мемель, высится поросшая лесом и изрезанная ущельями гора, которая носит название Ромбинус. Когда-то в стародавние времена находилось на этой горе самое знаменитое и большое святилище древних литов – с огромным каменным алтарем, на котором приносились жертвы языческому богу Перкуносу. 

Считалось, что бог сам поставил этот камень на вершину горы, а под ним зарыл золотое блюдо и серебряную борону, так как был богом плодородия и урожая. Жертвоприношениям на горе Ромбинус не было конца, и согласно древним поверьям, счастье и удача не покинет литов, пока лежит этот камень на Ромбинусе. Если же камень оттуда кто-нибудь дерзнет убрать, гора обрушится и несчастье придет в Литву. Эти верования жили в народе из столетия в столетие, давно пережив времена, когда на горе Ромбинус совершались жертвоприношения. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***

ЛЕТАЮЩИЕ МЕРТВЕЦЫ


В городе Рагнит, нынешнем Немане, существуют два церковных кладбища. Одно - немецкого прихода, другое – литовского. Первое находится к востоку, а другое – к юго-западу от города. Однако расположены они так, что между ними нет ни домов, ни садов, ни деревьев, ни стен, ни заборов. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

*** ** *** ** ***
КОНЬ-ЖЕЛАНИЕ

Das Wunschpferd

Живет в лесах Восточной Пруссии волшебный конь. Он показывается тем людям, которым срочно нужна помощь и они от всего сердца желают эту помощь получить. Это белый статный жеребец, на котором фогт Дитрих ездил когда-то к вождю пруссов Драго, чтобы убедить его отказаться от старого языческого обычая, бытовавшего среди пруссов, которые убивали каждую белую лошадь сразу же при рождении жеребенка. 

К седельной сумке Дитрих привязал ремнями крест-оберег, и все удары ножами, что пруссы нанесли белому жеребцу, не причинили ему никакого вреда. Склонился тогда Драго перед силой нового учения. А лошадь вырвалась и ускакала в лес, впитав в себя волшебную силу креста...ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

*** ** *** ** ***
ГИГАНТСКИЕ КОЛБАСЫ И БУЛКИ 
ГОРОДА КЕНИГСБЕРГ 
(из городской хроники XVI в.)
В Кенигсберге, в Пруссии, существует один очень старый обычай, происхождение которого неизвестно. Мясники делают очень большую и длинную колбасу и проносят ее по всем трем городам Кёнигсберга /1/.  Таким образом, каждый его житель может и посмотреть на нее, да и сам принять участие в процессии. 
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***

КОЛОННА ЧЕТЫРЕХ БРАТЬЕВ
Открытка "Привет из "Кабачка четырех братьев".1900

В окрестностях Кенигсберга еще и поныне можно видеть прекрасный старый лес. Великолепные лиственные деревья и мощные сосны с раскидистыми ветвями чередуются с пустошами, что придает всей местности неизъяснимое очарование. Этот многовековой лес является частью Капорнской пустоши /1/ и тянется от Метгетена /2/ до лесного уголка, получившего название «Кабачок четырех братьев». 

Небольшая одноименная таверна действительно стоит там, в чудесном высокоствольном лесу, а имя и ей, и этой местности дала древняя деревянная колонна, названная «Колонной четырех братьев». Ее и поныне можно видеть на перекрестке четырех дорог. 

Высота колонны составляет около 24 футов, а венчает ее капитель с четырьмя бородатыми мужскими головами в шлемах. Колонна стоит на этом месте с незапамятных времен и за многие столетия своего существования разрушалась и неоднократно падала.  ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

*** ** *** ** ***

ЯНТАРНОЕ ПРАВО
Ludwig Bechstein
Das Bernsteinregal
***********
"На берегах Кенигсбергского залива янтарь - этот благородный дар природы - был когда-то в изобилии. Но человеческая жадность часто пытается умалить Божье благословение. 

В стародавние времена янтарь, который море выбрасывало на берег, мог собирать любой, кто хотел. Когда Тевтонский орден пришел в Земландию, то присвоил себе право единоличного владения янтарем, и брат Ансельмус фон Лозенберг, фогт Земландии, учредил новое право и закон, согласно которому каждый сборщик янтаря, не получивший на то разрешения ордена, должен был понести наказание смертной казнью через повешение..." ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

*** ** *** ** ***

ГАЛЬТГАРБЕН

Rudolf Friedrich Reusch.
Sagen des Preußischen Samlandes

№ 49. Der Galtgarb. 1838
"Вершина Гальтгарб /1/, на котором сейчас стоит памятник в честь чудесного спасения нашей родины от французов, возвышается над морем на 383 фута. Она — самая высокая точка Земландии и находится в церковном приходе Куменен. До сих пор можно еще различить остатки земляных стен, подтверждающих легенду о том, что стояла здесь когда-то крепость древнего короля пруссов Само. 
Сельские жители называют эту вершину горой Гальтгарб и рассказывают о ней вот что..." ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***

СКАЗКА ОБ ЯНТАРЕ И ЛЬНЕ

Das Märchen vom 
Bernstein und vom Flachs

Это очень старая история...
Моя бабушка однажды рассказывала мне о том, как она любила находить у нас в Земландии на морском побережье кусочки янтаря. 

— А знаешь ли ты, как попал янтарь к людям? — вдруг спросила она. А затем начала свой рассказ...ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

*** ** *** ** ***

"КОШАЧЬЯ УЛОЧКА" В КЕНИГСБЕРГЕ
"В Кёнигсберге есть одна узкая улочка, которая носит имя "Кошачья тропка". Спроси у своих родителей — наверняка, они часто ходили по ней! Мы, дети, проходя эти улочку, всегда боязливо оглядывались по сторонам, ведь каждый из нас знал одну старую-старую легенду.... Послушай и ты, почему эта узенькая улочка получила такое название.." ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

*** ** *** ** ***

"ЧЕРТОВ КАМЕНЬ" БЛИЗ ВЕЛАУ
Баллада Генриха Тобаля из его сборника "Легенды и шванки Восточной Пруссии" 1892 года.  ЧИТАТЬ

*** ** *** ** ***

"ПОСЛЕДНИЙ ГРОШ" 
(из городской хроники г.Велау)
Баллада Генриха Тобаля из его сборника "Легенды и шванки Восточной Пруссии" 1892 года.  ЧИТАТЬ

*** ** *** ** ***
"КАМЕНЬ ЛЖИ БЛИЗ НОЙКУРЕНА" 
Вольный перевод баллады Генриха Тобаля из его сборника "Легенды и шванки Восточной Пруссии" 1892 года.  ЧИТАТЬ

*** ** *** ** ***
ФРИЦ МАЛЛИЕН
"СМОГУ ЛИ ПУТЬ В КРАЙ ОТЧИЙ..." 1949
(Воспоминание о Восточной Пруссии)


"Смогу ли путь в край отчий
Когда-нибудь найти?
Шагал бы день и ночь я
По этому пути...."


ДАЛЬШЕ


*** ** *** ** ***


*** ** *** ** ***

Сказок и легенд Восточной Пруссии множество. 
Вот названия лишь некоторых из них:

Про́клятый замок близ Алленштайна
Ганс фон Заган
Священный топор
Король Вайдевут
Колокольчик мертвецов
Осада Фишхаузена
Гости-висельники
Чудесная монета
Священная липа
Пирушка у черта
Набожная дева из Кенигсберга
Голубь-путешественник из Кенигсберга
Крестовые ворота в Кенигсберге
Святой колодец в Кенигсберге
Образ Евы в Кенигсберге
Сокровища Ринау в Кенигсберге
Окаменевшая девушка
Голодная темница в Тапиау
Сокровища замка в Кройцбурге
Визит мертвеца
Поющая морская дева
Чертов островок
Бегство из плена
Привидение замка Шлодиен
Город Вормдит
Человечек из Алленштайна
и т.д.   .......................

ВИДЫ СТАРОГО КЕНИГСБЕРГА


ЗНАМЕНИТЫЕ КЁНИГСБЕРЖЦЫ НА СТРАНИЦАХ БЛОГА:

ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ (период с 1805 по 1807гг.)                                                                      


КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.

*** ** *** ** ***

Комментариев нет:

Отправка комментария